Оценка медицинского бизнеса

ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКОГО БИЗНЕСА

Существует несколько общепризнанных подходов к проведению оценки медицинского бизнеса. Выбор конкретных методов и процедур во многом зависит от цели оценки, характеристик оцениваемой компании и наличия необходимых данных. Чаще всего используются:

  • метод дисконтирования будущих доходов
  • метод совокупных активов
  • метод сравнения с рынком
  • метод мультипликатора объёма выручки или доходов (эмпирические правила)
  • метод избыточной прибыли

При оценке медицинского бизнеса в целях продажи в качестве базы конечной стоимости чаще всего используется обоснованная рыночная стоимость, которая определяется как наиболее вероятная на дату оценки цена, по которой данный бизнес мог бы бать проданным на открытом рынке. При этом и продавец, и покупатель будут проявлять разумный, осмысленный и осмотрительный подход к своим действия, а влияние посторонних факторов исключено. Выбор обоснованной рыночной стоимости в качестве базы оценки означает, что бизнес оценивается в качестве отдельного, независимого объекта на условиях «как есть, так есть» (то есть продажа объекта в том виде, в котором он есть сейчас и без гарантий качества).

Другим видом стоимости является стоимость приобретения. В отличии от обоснованной рыночной стоимости, стоимость приобретения определяется той суммой, которую готов заплатить конкретный покупатель или категория покупателей. В этом случае учитывается наибольшая экономическая выгода, которую может получить конкретный покупатель, а продавец стремится назначить наиболее высокую цену из расчёта такой выгоды. Обычно такой подход используется в сделках поглощения небольшой компании более крупным игроком, который руководствуется соображениями повышения продуктивности работы, эффекта масштаба, расширения перечня услуг и синергетического эффекта от маркетинговой деятельности.

Метод дисконтирования будущих доходов основан на утверждении, что обоснованная рыночная стоимость представляет собой текущую стоимость совокупных будущих доходов. Основное преимущество этого метода состоит в реальная стоимость бизнеса с точки зрения  потенциального покупателя/инвестора определяется её доходностью в будущем, а именно текущей стоимостью её будущего потока чистых доходов.

Оценка на основе совокупных активов состоит из определения обоснованной рыночной стоимости недвижимости, материальных, финансовых и неосязаемых активов (гудвилла). Стоимость компании в данном случае будет равна этой сумме за вычетом обязательств. Это сложный метод, поскольку предполагает определение «стоимости» квалифицированного персонала систем управления работой офиса, историй болезней и списка пациентов.

Метод прямого сопоставления с рынком состоит в сравнении оцениваемой компании с аналогичными медицинскими бизнесами, ставшими за последнее время объектами сделок. Поскольку такие данные практически отсутствуют в отрытом доступе, то применение данного метода ограничено. Ждём появления т. н. «синей книги» (так называют общедоступный справочник, содержащий подробные сведения о проданных объектах).

Метод мультипликатора объёма выручки и доходов часто называют «эмпирическим правилом». Он основывается на обобщении данных на основе отраслевых обзоров или иной доступной информации. Например, в своём ненаучном трактате о продаже бизнеса я привожу эмпирическое правило по оценке медицинской практики: «20-40% годовой выручки + гарантия от продавца о сохранении данного размера выручки как минимум на год после смены владельца» Это правило легко для понимания, но никогда не следует использовать его в качестве единственного метода оценки.

Метод избыточной прибыли позволяет определить «избыточную» часть нормализованных доходов медицинского бизнеса сверх его скорректированной рыночной стоимости замещения (стоимости альтернативного медицинского бизнеса). При использовании этого метода к рыночной стоимости материальных активов прибавляется величина, полученная путём капитализации избыточной прибыли (стоимость гудвилла). Возможность применения этого метода и его эффективность в большой степени зависят от умения оценщика рассчитать уровень будущего дохода на основе имеющихся показателей за прошлые периоды., а также от его умения правильно определить стоимость замещения материальных активов и ставку капитализации. Медицинский бизнес имеет сложную структуру и относится к строго регламентированному виду деятельности. Зачастую основным компонентом его цены являются нематериальные активы: профессиональная репутация, престиж и другие элементы гудвилла. Поэтому оценщикам надо хорошо знать отличия между основными методами оценки предприятий из других отраслей и теми, что применяются для оценки медицинского бизнеса.