Оценка IT-бизнеса

ОЦЕНКА IT-БИЗНЕСА

Инновационный подход

Бизнес по производству и сбыту программного обеспечения и в целом бизнес, основанный на использовании IT-технологий, разительно отличается от прочих видов бизнеса. И вот почему:

  • При оценке IT-компаний стандартный анализ материальных активов чаще всего не проводится
  • Оценка IT-бизнеса обычно проводится в интересах покупателей, преследующих стратегические цели, поэтому самые распространённые в других отраслях методы не применяются
  • Оценочная стоимость традиционного бизнеса находится в пределах 0,4-0,6 валового дохода, тогда как в IT-компаниях зачастую составляет удвоенную величину их продаж
  • При оценке IT-бизнеса не определяется ликвидационная стоимость компании
  • Практически не применяется сравнительный подход, поскольку
  • Стоимость сходных IT-компаний может различаться в десятки раз
  • IT-компании имеют особые, уникальные характеристики, такте как молодость, высокая маржа и высокие темпы роста, отличия в структуре стоимости (большая доля нематериальных активов).

В таблице внизу публикации сравниваются основные характеристика компаний традиционного семейного бизнеса и IT-компаний. Обратите внимание, насколько они отличаются друг от друга.

Характеристики Традиционная семейная компания IT-компания
Средний срок существования 15+ лет 8 лет
Средний возраст руководителей 50+ лет 30лет
Причина продажи Отсутствие преемника Уход на пенсию Получение денег от продажи Получение денег от продажи  Временной фактор
Стоимость Материальные активы Нематериальные активы
Маржинальность Низкая Высокая
Продажи На региональном уровне В национальном/ международном масштабе
Изменения Медленные Стремительные
Конкуренция Хорошо известная, имеющая прочные позиции на рынке Разнообразные компании различного размера
Темпы роста Минимальный Стремительный
Кредиты Банковская кредитная линия Кредитная карточка
Опыт в сфере управления Большой Минимальный
Поток доходов Постоянный, устойчивый Зачастую единовременный

Одно из важных преимуществ IT-компаний в том, то копия продукта может быть предоставлена заказчику через интернет практически безо всяких издержек, а заказчик заплатит за это сотни, а то и тысячи долларов. Нарастающим потоком практически вся выручка становится прибылью.

Вряд ли найдётся множество других компаний, имеющих убытки и отрицательную стоимость чистых активов, но продающих на миллионы. Поэтому сравнительных поход здесь неприменим. Какие же инструменты возможно использовать?

  1. Мультипликатор объёмов продаж. Существует эмпирическое правило, которое гасит, что стоимость IT-компании равна выручке за последние 12 месяцев, умноженной примерно на мультипликатор от 15 до 2,2.
  2. Коэффициент P/E (цена/доходы). Стоимость частных компаний обычно составляет сумму, которая в 10-20 раз превышает объём их доходов за последние 12 месяцев. Если компания переживает период быстрого роста, т лучше всего использовать показатель годовых доходов на основе прогноза его объёмов как минимум до конца следующего финансового года. Если вы сравниваете компанию с сопоставимыми компаниями открытого типа, то необходимо применять скидку за ликвидность (от 25% и выше).
  3. Свободный денежный поток. Свободный денежный поток = сумма свободных денежных средств, которой располагает IT-компания для погашения долга, умноженная на заданный мультипликатор. В этом уравнении свободные денежные средства – практически EBITDA, а мультипликатор находится в интервале от 3 до 8.
  4. Стоимость замещения. Стоимость замещения = Х человеко-лет (например, 30), умноженные на величину годовых издержек (например, 15 млн. руб.). Этот метод является зачастую наилучшим для оценки IT-компаний, пока не имеющих продаж. Он также даёт хорошие результаты для компаний с историей, в которых по каким-либо причинам текущие финансовые показатели в недостаточной мере отражают затраты времени и средств на производство продукта.
  5. Дисконтированный денежный поток. Рекомендуется использовать более высокие ставки дисконтирования по сравнению с обычными, чтобы нивелировать неточность перспективных данных. а прогнозы строить на срок до 3 лет.

Существуют ещё два метода, заслуживающих внимания.

1) Для определения базового минимума стоимости компании применим метод внутренних операций. Он основан на цене компании (или её доли) на базе последних внутренних операций с ними (продажи инвестору, выкуп долей компанией, использование опционов). В самом деле, почему должен продавать компанию по цене более низкой, чем та, по которой он только что продал её долю?

2) Ликвидационная/остаточная стоимость. Этот метод может быть полезен, если IT-компания высококачественные, запатентованные программные продукты и алгоритмы, обширную клиентскую или дилерскую базу, известную торговую марку и все эти элементы могут быть проданы по отдельности. Или если компания обладает правом неоднократной перепродажи имеющихся у неё прав пользователям, дилерам, производителям оборудования и т. п. В обоих случаях стоимость остальной, «капитальной» базы компании, не включающей эти активы, будет невелика.

Не все методы применимы к любой компании. Результаты оценки вполне могут оказаться субъективными. Поэтому при выборе метода оценки надо быть готовым к трудностям. Выбор и применение методов оценки – лишь один элемент головоломки, которой может оказаться оценка IT-компаний, и даже после того, как будет сделано всё необходимое и высказаны все соображения, существенное влияние на результаты могут оказать субъективные факторы.

Не стоит забывать, что во многих ситуациях структурирование сделки важнее, чем цена. В каждом из вариантов (слияние, объединение интересов, продажа активов, лицензионных соглашений и т. п.) есть свои доводы «за» и «против», ми выбор зависит от конкретной ситуации на рынке, объёма выручки IT-компании, степени её зрелости и рентабельности.

Структура сделки также зависит и от тог, кто является покупателем. Как показывает опыт, что покупатель в конечном счёте соглашается на более высокую цену продажи, если ему предоставляется возможность совместно с продавцом разработать структуру сделки.

И под конец, 9 советов, которые помогут правильно подойти к оценке IT-бизнеса.

  1. Чем больше будет выявлено факторов, повышающих стоимость оцениваемой компании, тем выше будет и показатель стоимости
  2. Данные баланса компании обычно не играют большой роли, предпочтительнее применение инновационных методов оценки
  3. Из имеющихся в распоряжении оценщика методов лучше выбирать те, которые наиболее подходят к конкретной ситуации
  4. Выбор мультипликатора следует производить на основе данных о сопоставимых сделках
  5. Если удалось найти аналогичную компанию открытого типа, следует применить скидку на ликвидность как минимум 25%
  6. Необходимо использовать только тщательно продуманные и обоснованные прогнозы на 3 года
  7. При использовании нескольких методов обязательно вычислять средневзвешенное значение
  8. IT-компания стоит ровно столько, сколько за неё готов заплатить стратегический покупатель

Структура сделки имеет ещё большее значение для успеха сделки, чем оценка.