Сколько стоит бизнес

СКОЛЬКО СТОИТ БИЗНЕС?


Немного философии
Оценка любого объекта собственности представляет собой упорядоченный и целенаправленный процесс, подчиняющийся существующим правилам и законам. В арсенале опытного специалиста имеется множество различных методов, описанных в пособиях и научных разработках. Однако при решении практической задачи определения продажной цены действующего предприятия чисто научный подход абсолютно неприменим.

Определение стоимости бизнеса при текущем использовании – очень специфический вид оценки, основывающейся в какой-то мере на науке (с преобладанием логики), а в большей части являющийся искусством и подчиняющийся скорее философским, чем математическим критериям. Сущность философского подхода к оценке действующего предприятия в целях продажи состоит в следующем: 1) Всякий товар имеет свою цену, соответствующую его полезности. Для бизнеса нижняя граница цены равна ликвидационной стоимости его активов, верхняя – текущей стоимости его будущих доходов. Доходность, превышающая среднерыночную, обусловлена ценностью деловой репутации компании (так называемым «гудвиллом»). 2) Круг потенциальных инвесторов (вероятных покупателей вашей компании) неограничен. 3) Все потенциальные покупатели маргиналы в хорошем смысле этого слова и действуют исключительно из соображений экономической целесообразности.

Исходя из этих философских соображений и строятся изначальные предпосылки для оценки предприятия и разработки стратегии продажи: во-первых, оцениваем и продаём не объект (имущественный комплекс), а приносимый им доход, во-вторых, «идиотов с деньгами» не существует, и бесполезно рассчитывать на них, а тем более их искать! Предвидя резонные возражения, замечу, что бывают случаи, особенно при слияниях и поглощениях, когда завышенная стоимость сделки оправдывается не текущим доходом, а скорее соображениями конкурентной среды, захвата рыночной доли, получения синергетического эффекта. Эти исключения только подтверждают правила.

Бесполезная точность
Руководствуясь исключительно математическим подходом, владельцу бизнеса можно довольно легко рассчитать стоимость компании. Для этого достаточно подставить в известные формулы точные цифры, и программа выдаст точный результат. Некоторые бизнес-брокерские компании размещают такие программы на своих сайтах, и любой желающий может «поиграть» в оценку. Но кому нужны такие результаты?

Для успешной продажи бизнеса нужна оценка не точная, а правильная. Отличие правильной оценки от точной состоит в грамотном выборе методов оценки и формул, по которым будет производиться расчёт, а также правильном определении исходных данных для подстановки в эти формулы. Эти данные получаются путём анализа и нормализации управленческой отчётности, осмысления и переосмысления их специалистом по оценке. Также необходимо иметь данные о состоянии и перспективах развития рыночной ниши, в которой работает компания и база данных по сравнительным продажам (аналогам).

Приступая к определению стоимости бизнеса, необходимо помнить, что не все его параметры можно описать с помощью цифр. Многие данные основываются ни интуиции и субъективном восприятии объекта специалистом, проводящим оценку. Ведь кроме термина «стоимость» существует ещё одно очень важное понятие: «цена», обозначающее денежную сумму, требуемую, предполагаемую или уплаченную за некий товар или услугу. Она является историческим фактом, т. е. относится к определённому времени и месту.

В зависимости от финансовых возможностей, мотивов или особых конкретных интересов покупателя и продавца цена, за которую действующее предприятие переходит из рук в руки, может отличаться от стоимости. Умение правильно учесть мотивацию продавца, предугадать интересы различных групп потенциальных покупателей и тем самым «попасть в цену» на этапе предпродажной подготовки – задача не из лёгких и под силу только опытному специалисту.

Перечитываю в очередной раз блистательное американское пособие по оценке бизнеса. Из него я когда-то давно узнал, что настоящий оценщик делает правильную, а не точную оценку. А вот объяснение тонкой грани на примере химии меня просто поразило:
«Понятие точности относится к процессу, в частности, связанному с измерениями. Можно сказать что химик точно отмерил ингредиенты смеси. Использование понятия «правильность» подразумевает отсутствие ошибок и погрешностей. Химик мог точно всё отмерить, но ошибка в выборе ингредиентов (предположительно отмеренных с высокой точностью) может привести к взрыву»

Равнение на рынок
Основным подходом при оценке бизнеса справедливо считается именно сравнительный, наиболее полно учитывающий реалии рынка и пожелания инвесторов по срокам окупаемости объектов, схожих с оцениваемым. Доходный подход используется скорее как инструмент, позволяющий подтвердить правильность результата, полученного при оценке по аналогиям, и ему обычно присваивается меньший вес.

Рыночный подход к определению стоимости бизнеса основан на сравнении показателей (в первую очередь финансовых) оцениваемой компании и сходных с нею компаний, которые стали объектами сделок купли-продажи за последние полгода-год. Основополагающим коэффициентом для сравнения является показатель Р/Е, то есть отношение стоимости проданной компании (price) к её годовому доходу (earning). Причём под годовым доходом для малых и средних компаний подразумевается чистая прибыль, для более крупных предприятий иногда используется показатель EDITDA.

К сожалению, в условиях неразвитого рынка купли-продажи бизнеса в нашей стране задача сбора данных по сопоставимым сделкам для малых и средних компаний практически невыполнима. Для публичных компаний текущая биржевая котировка акции, умноженная на общее количество акций, и будет стоимостью бизнеса на данный момент. Если отсутствует спекулятивный фактор, то можно считать такую стоимость справедливой. Сделки с малым и средним бизнесом продавцы и покупатели стараются не афишировать по известным соображениям. В деловых изданиях публикуется информация о слияниях и поглощениях в различных отраслях с формулировкой «стоимость сделки не разглашается».

Дефицит информации вовсе не означает, что сравнительный подход для непубличных компаний и малого бизнеса неприменим. Его элементы используются и в доходном подходе (например, для определения ставки капитализации), и в имущественном (при оценке основных средств). Знаю, что в бизнес-брокерских компаниях, давно присутствующих на рынке, создаются собственные сравнительные базы по реализованным объектам. При оценке производственных, торговых, телекоммуникационных компаний, издательского бизнеса, предприятий сферы услуг я использую как личный опыт продаж, так и данные моих коллег.
В таблице представлены примерные значения мультипликатора P|E, отражающие пожелания инвесторов по срокам окупаемости вложений в малые и средние компании.

При использовании доходного подхода опытный специалист также стремится подтвердить свои субъективные предположения сравнительными данными. Существуют методы, позволяющие выбирать ставку дисконтирования денежного потока исходя из ставок, которые были применены при оценке аналогичных, успешно проданных предприятий. При этом необходимо максимально учитывать индивидуальные особенности оцениваемого объекта и присущие только ему риски.

Отягчающее имущество
В спорах о том, как лучше вести производственный бизнес – на собственных или арендованных площадях, чаша весов всегда склоняется (или до недавнего времени склонялась) в пользу недвижимости на правах собственности. Предприниматель, владеющий цехом, как кажется, имеет преимущество перед конкурентами в виде более высокой маржи, а в случае неудачи бизнес-проекта всегда может спасти большую часть капитала.
Что говорит нам опыт развитых стран? Оказывается, недвижимость является неоперационным активом, поскольку непосредственно не участвует в создании прибыли. Более того, при продаже бизнеса она служит обременением, т. е. отягчающим фактором. Поясняю: предприниматель, покупая предприятие, в первую очередь ориентируется на окупаемость вложений. Недвижимость может принести доход только через несколько лет, когда новый владелец решит продать её по окончании срока жизни бизнеса. Дисконтированный доход от продажи едва покроет хотя бы треть затрат на её покупку. .
Срок окупаемости бизнеса всегда в разы короче окупаемости недвижимости (если она куплена по рыночной цене, а не задёшево). Поэтому не рекомендуется при назначении продажной цены просто плюсовать стоимость денежного потока и стоимость недвижимости. Надо дать право выбора покупателю, вынося здания и землю за скобки.
Второй момент, о котором у нас не любят говорить: владелец недвижимости получает необоснованное конкурентное преимущество перед арендатором, потому что как бы не платит сам себе аренду. увеличиваю тем самым доходную статью. На само деле это не совсем так. В развитых странах в бизнес-план закладывается так называемая «альтернативная аренда», отражающая смысл экономической, а не бухгалтерской прибыли. В управленческом учёте предприниматель начисляет ежемесячно «воображаемую» арендную плату по средней ставке аренды аналогичных помещений. Строго говоря, и российские оценщики должны поступать именно так при оценке бизнеса доходным подходом.
У меня сложилась практика: затратный (имущественный) подход при оценке бизнеса практически не применяется. Если в стоимости предприятия (компании) более 70 % составляет стоимость земельного участка и строений, то это свидетельствует о том, что оцениваемый бизнес надо относить к объекту недвижимости или имущественному комплексу. То же самое происходит, когда оценка в рамках доходного или сравнительного подхода отличается от затратного более чем на 30 % в меньшую сторону.
Также существует простой тест на то, насколько выгодно заниматься тем или иным бизнесом: если чистый годовой доход от бизнеса не превышает 15 % от стоимости его основных средств, то отсутствует экономическая целесообразность занятия такой деятельность (что-то вроде бульона от яиц). Специалисты советуют распродавать оборудование и запасы, а недвижимость сдавать в аренду.


Оцениваем нематериальные активы

В состав активов предприятия, кроме основных средств и оборотных активов, входят «неосязаемые», нематериальные активы, которые нельзя пощупать руками. Не все из них даже можно учесть на балансе. А вот при продаже компании они могут сыграть решающую роль. Вокруг стоимости так называемого «гудвилла» создано множество мифов, вводящих в заблуждение прежде всего продавца бизнеса. По международным и российским стандартам бухгалтерского учёта на балансе компании учитываются только те нематериальные активы, которые можно предъявить, образно говоря, физически – то есть виде патентов, лицензий, торговых знаков и знаков обслуживания, защищённых технологий. Стоимость таких активов равна затратам на их создание.

В состав так называемого «гудвилла» входят и совсем неосязаемые понятия: эксклюзивные контракты, клиентская база, ценность уникального коллектива единомышленников и безупречной деловой репутации компании. Они существуют сами по себе и создают дополнительную ценность компании в глазах, умах и сердцах потенциальных покупателей сверх стоимости имущественного комплекса. В балансе эта стоимость появляется только после совершения сделки купли-продажи бизнеса.

Стоимость, создаваемую гудвиллом, можно оценить математически только в том случае, если с их помощью компания может получать так называемую избыточную прибыль. Избыточной считается прибыль, превышающая среднеотраслевые показатели или минимальную экономически обоснованную доходность вашего бизнеса.

В мировой практике существует неписанное, но вполне разумное правило: для малых компаний основные средства должны приносить за год не менее 15 % чистой прибыли от своей среднегодовой стоимости, оборотные средства – не менее 10 %. Если меньше, то теряется смысл занятия бизнесом: разумнее сдать цех в аренду, а деньги положить в банк. Всё, что создаётся сверх этой минимальной доходности, можно классифицировать как избыточную прибыль, приносимую гудвиллом и капитализировать её в стоимость нематериальных активов. Для более крупных компаний существуют другие методики, которые тоже основаны исключительно на оценке реальных конкурентных преимуществ.

Итак, гудвилл повышает стоимость бизнеса только в том случае, если позволяет зарабатывать больше конкурентов. Обычно это достигается в двух случаях: если имеющиеся у вас защищённые технологии, оборудование, высококвалифицированный персонал и бизнес-процессы позволяют значительно снизить себестоимость продукции и если деловая репутация позволяет продавать товар дороже аналогичного товара конкурента.

Обращаю внимание на то, что обладание известным некогда брендом, утратившим свои рыночные позиции, не создаёт дополнительной стоимости при продаже компании. То же самое касается вложений, ошибочно считающихся нематериальными активами, как-то: затраты на создание и продвижение сайта, другие маркетинговые и рекламные расходы, всевозможные ретробонусы и платы за вход в сети, откаты категорийным менеджерам. Это затраты то есть пассивы, а не улучшения и инвестиции в будущее.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ SDC
Решил повторить публикацию занимательных,а иногда и полезных эмпирических правил.

Подходы и методы оценки действующего предприятия придуманы оценщиками и предназначены для самих же оценщиков. Для предпринимателя существуют эмпирические правила, представляющие собой рецепты домашнего приготовления. Они легко запоминаются, однако не могут служить средством окончательной оцени бизнеса.

Среднестатистический предприниматель предпочитает простой, «приземлённый» подход в виде эмпирических правил, чтобы не вникать в дебри формул и теоретических выкладок. . В США эмпирические правила вырабатывались десятилетиями и вошли в стандарты оценки бизнеса. Справедливо считается, что эти правила позволяют взглянуть на проблемы стоимости предприятия. Тем не менее эти данные не должны играть решающей роли при принятии решения, если они не подкреплены другими методами оценки, или если не станет очевидным, что покупатели и продавцы, хорошо осведомлённые в вопросах оценки, придают большое значение эмпирическим правилам.

К несчастью, есть все основания подозревать, что однажды обнародованное эмпирическое правило сразу становится непреложным фактом. Эмпирические правила по праву занимают своё место, но им нельзя слепо доверять в качестве метода оценки. Не удастся в точности применить их для какого-то конкретного случая из-за множества различных критериев, даже в одной и той же отрасли. Такие формулы основываются на усреднённых сопоставимых данных действующих компаний, включая рентабельные и убыточные предприятия.

Многие из приведённых в таблице эмпирических правил основываются на нахождении величины, кратной величине так называемых дискреционных наличных средств продавца (SDC – Sellers Discretionary Cash). Этот термин представляет собой общий денежный поток компании, включая чистую прибыль, амортизацию (в большинстве случаев), заработную плату владельца и суммы из средств компании, которыми пользуется владелец: проценты; завышенные суммы заработка и льгот членов семьи; затраты на пользование служебными автомобилями в личных целях; завышенные командировочные и представительские расходы. Другими словами, это денежная сумма, остающаяся в распоряжении владельца после уплаты всех издержек, необходимых для функционирования бизнеса.

В некоторых из нижеприведённых правил упоминается термин «оговорка о привязке цены компании к уровню доходов в будущем». Смысл его заключается в том, что в зависимости от типа бизнеса и личных связей владельца, цена компании в конечном итоге зависит от объёма продаж при новом владельце. Окончательная цена корректируется обычно в конце первого года после покупки.