Что значит — быть «инвестиционно – привлекательным»?

Что значит - быть «инвестиционно – привлекательным»?

Проблема привлечения инвестиций в экономику практически любого региона одновременно крайне актуальна и очень сложна. Она требует постоянных усилий и неординарных действий со стороны руководителей и собственников предприятий и со стороны органов государственной и муниципальной власти. В каждом регионе по-своему ищут пути привлечения инвестиций.

Свое мнение о некоторых причинах недостаточного интереса со стороны инвесторов к небольшим регионам и о способах повышения инвестиционной привлекательности регионов и компаний высказывает выпускник Президентской программы, партнер компании «Регион Инвест» Сергей Большаков.

До 2008 г.) Российская экономика демонстрировала рост, темпы которого превышали средний глобальный уровень. За это время в России были накоплены значительные финансовые ресурсы, которые государство и крупные корпорации начали направлять на реализацию крупных инвестиционных проектов. Большой интерес к реализации проектов в России проявляли и иностранные компании, в том числе крупные стратегические инвесторы и международные инвестиционные фонды.

В то же время значительная часть иностранных инвесторов, в особенности, работающих в не сырьевых отраслях экономики и обладающих передовыми технологиями производства и оказания услуг, управленческими технологиями, по разным причинам так и не начала работу в России.

Крупные и богатые природными ресурсами регионы России более-менее успешно привлекали российские и иностранные инвестиции. Однако небольшие области, нуждающиеся, например, в развитии туризма, производства товаров народного потребления и других отраслей, испытывали и испытывают невысокий интерес со стороны инвесторов.

По-моему, среди других причин, это объясняется и нехваткой у инвесторов информации о существующих возможностях и проектах в этих регионах и отраслях, а также недостатком опыта работы с инвесторами у регионов. Что касается иностранных инвесторов, то многие из них не решились начать работу в России еще и из-за отсутствия местных партнеров по реализации проектов.  Малый и средний бизнес страны также сталкивается с трудностями привлечения инвестиций и недостатком информации о современных методах работы с инвесторами.

В связи с этим возрастает значимость и потребность экономики в информационных ресурсах и специализированных компаниях, способных обеспечить инвесторов и бизнесменов, а также органы власти информацией и услугами, способствующими привлечению инвестиций.

Говоря об «инвестиционной привлекательности» нужно понимать несколько моментов.

Во-первых, понятие «инвестиционная привлекательность» применимо и к отдельному предприятию и к муниципальному образованию и к региону и стране в целом, а во-вторых, с точки зрения различных групп инвесторов, факторы, влияющие на принятие решения об инвестировании, имеют различную значимость.

В рамках статьи я постараюсь кратко ответить на поставленный в заголовке вопрос в отношении регионов и предприятий.

Различные организации по-разному оценивают инвестиционную привлекательность. Например, рейтинговое агентство «Эксперт» проводит исследование инвестиционной привлекательности регионов России с 1996 года. В качестве основных составляющих привлекательности приняты две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Величина инвестиционного риска характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Суммарный риск, по оценке экспертов, складывается из семи видов риска. Общий показатель рассчитывался как взвешенная сумма видов риска:

  • социальный риск;
  • экономический риск;
  • политический риск;
  • законодательный риск;
  • криминальный риск;
  • финансовый риск;
  • экологический риск.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Величина потенциала показывает долю региона в общероссийском потенциале. По мнению агентства, инвестиционный потенциал характеризует восемь основных факторов:

  • трудовой потенциал;
  • потребительский потенциал;
  • инфраструктурный потенциал;
  • производственный потенциал;
  • инновационный потенциал;
  • финансовый потенциал;
  • институциональный потенциал;
  • природно-ресурсный потенциал.

Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли в суммарном потенциале всех российских регионов.

Например, по итогам рейтингов многие области Центрального федерального округа часто оказывались в классе незначительный потенциал – умеренный риск. Из этой оценки можно сделать вывод о необходимости одновременного наращивания усилий этих областей и в развитии своего инвестиционного потенциала, и в снижении инвестиционных рисков. И если в снижении инвестиционных рисков в регионе, несомненно, ведущую роль должны играть органы государственной власти, то в повышении инвестиционного потенциала власть должна выполнять регулирующую и организующую функции, а непосредственными участниками процесса повышения инвестиционного потенциала должны стать компании и, в том числе, специализирующиеся на инвестиционной деятельности.

Следует также отметить, что инвестиционная привлекательность области в глазах стороннего инвестора зависит и от объема финансовых средств, которые заложены в областном бюджете на инвестиционную деятельность. Опыт развитых стран говорит о том, что доля затрат на инвестиции из областного бюджета должна составлять не менее 25%.

В каждом конкретном случае задача повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования или региона должна решаться с учетом особенностей каждого из них. Но конечно в России нельзя забыть о таком важном факторе как административная поддержка или наоборот «административные барьеры». Практика успешно работающих с иностранными инвесторами регионов, например, Калужской области, показывает, что если властям удается создать атмосферу сотрудничества с инвесторами, то это и привлекает инвесторов. Если инвесторы знают, что в любой момент, в случае неоправданных задержек в реализации проекта со стороны чиновников, инвесторы могут напрямую обращаться к руководству области, это создает у них уверенность в успехе лучше многих других факторов.

Говоря об инвестиционной привлекательности предприятий, интересно разобраться в том, что влияет на принятие инвестиционных решений так называемыми прямыми иностранными инвесторами, например инвестиционными фондами. С появлением их в составе акционеров или участников предприятий, деятельность последних становится более эффективной и прозрачной, у предприятий появляется доступ к новым управленческим и производственным технологиям.

Существует два принципиально отличающихся вида инвестиционных фондов: фонды «частных инвестиций», работающие чаще с непубличными компаниями и портфельные фонды, предпочитающие приобретать акции компаний, котирующихся на биржах.

Фонды частных инвестиций включают фонды прямых инвестиций и венчурные фонды. Эти фонды приобретают крупные пакеты акций (от 25% и выше) и заинтересованы в участии в управлении компанией с тем, чтобы вывести ее на новый уровень развития, а затем продать свою долю руководству или стратегическому инвестору, получив, таким образом, прибыль от вложения своих средств.

Фонды портфельных инвестиций обычно покупают небольшие пакеты акций и не вмешиваются в управление компанией. При этом такие фонды работают с публичными компаниями, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке.

При принятии решения о вложении своих средств прямые и венчурные инвестиционные фонды и портфельные инвестиционные фонды руководствуются различными критериями. Однако существуют три основных параметра, на которые обращают внимание и те и другие фонды: состав руководства и акционеров, прозрачность компании, а также сектор рынка, в котором работает интересующая фонд компания.

Как правило, профессионализм и честность руководства компании имеют для иностранных инвестиционных фондов более важное значение, чем размер компании и даже ее прибыльность. Состав акционеров компании, рассматриваемой как потенциальный объект для инвестиций, также имеет принципиальное значение для инвестиционных фондов. В частности, многие фонды предпочитают осуществлять инвестиции в те компании, среди акционеров которых уже есть стратегические или портфельные инвесторы, но они не работают с компаниями, в которых определенной долей владеют государственные органы.

В качестве ключевых факторов прозрачности компании наряду с раскрытием информации о структуре ее собственников выделяется наличие четко сформулированных бизнес-планов. Многие инвесторы отмечают, что они заинтересованы в раскрытии компаниями данных управленческого учета, а также в представлении ими финансовой отчетности согласно МСФО или ГААП.

Сектор рынка, на котором работает компания, рассматривался и портфельными, и прямыми/венчурными фондами как важный критерий при принятии решения об инвестициях. Следует отметить, что фонды всегда стремятся инвестировать средства в компании тех отраслей, которые, по их мнению, имеют больше перспектив для развития и роста.

Фонды, специализирующиеся на прямых и венчурных инвестициях, обычно ориентируются на годовую норму доходности не менее 40%, в то время как для портфельных инвесторов этот показатель равен не менее 20%. В то же время значительное число представителей фондов отмечает, что у них нет установленных норм доходности инвестиций.

Следует отметить, что у компаний, стремящихся привлечь инвестиции, и у инвестиционных фондов существуют различные представления о критериях инвестиционной привлекательности. Но любое решение, в том числе и инвестиционное, лежит на пути достижения компромиссов, а их легче достичь с помощью экспертов специализированных компаний, которые имеют практический опыт и свежий взгляд «со стороны» на способы нахождения взаимоприемлемых решений.

В заключение хотелось бы высказать несколько мыслей, которые, мне кажется, могут служить и в качестве выводов и в качестве стимулов для дальнейшей работы:

  1. Как развивающийся рынок, Россия нуждается в инвестициях для развития бизнеса, создания инфраструктуры, повышения конкурентоспособности и создания инновационных отраслей экономики. Однако пока в стране не достаточно развита инвестопроводящая инфраструктура, в особенности по привлечению прямых инвестиций в регионы.
  2. Существует интерес к России со стороны крупных международных инвесторов, в том числе инвестиционных фондов, банков и стратегических инвесторов. Инвесторы, как правило, предпочитают работать в новых регионах в контакте с местными партнерами, знающими региональную специфику, имеющими положительный опыт работы и развитые отношения с местными властями.
  3. Масштаб Президентской программы, высокий предпринимательский и интеллектуальный потенциал ее выпускников, а также современные технологии позволяют выпускникам реально помочь своим регионам в деле привлечения инвесторов.