Новости экономикиЭксперты инвестиций

Сколько стоит бизнес. Часть 3. Равнение на рынок

Оценка бизнеса

Основным подходом при оценке бизнеса справедливо считается именно сравнительный, наиболее полно учитывающий реалии рынка и пожелания инвесторов по срокам окупаемости объектов, схожих с оцениваемым. Доходный подход используется скорее, как инструмент, позволяющий подтвердить правильность результата, полученного при оценке по аналогиям, и ему обычно присваивается меньший вес.

Рыночный подход к определению стоимости бизнеса основан на сравнении показателей (в первую очередь финансовых) оцениваемой компании и сходных с нею компаний, которые стали объектами сделок купли-продажи за последние полгода-год. Основополагающим коэффициентом для сравнения является показатель Р/Е, то есть отношение стоимости проданной компании (price) к её годовому доходу (earning). Причём под годовым доходом для малых и средних компаний подразумевается чистая прибыль, для более крупных предприятий иногда используется показатель EBITDA.

К сожалению, в условиях неразвитого рынка купли-продажи бизнеса в нашей стране задача сбора данных по сопоставимым сделкам для малых и средних компаний практически невыполнима. Для публичных компаний текущая биржевая котировка акции, умноженная на общее количество акций, и будет стоимостью бизнеса на данный момент. Если отсутствует спекулятивный фактор, то можно считать такую стоимость справедливой. Сделки с малым и средним бизнесом продавцы и покупатели стараются не афишировать по известным соображениям. В деловых изданиях публикуется информация о слияниях и поглощениях в различных отраслях с формулировкой «стоимость сделки не разглашается».

Дефицит информации вовсе не означает, что сравнительный подход для непубличных компаний и малого бизнеса неприменим. Его элементы используются и в доходном подходе (например, для определения ставки капитализации), и в имущественном (при оценке основных средств). Знаю, что в бизнес-брокерских компаниях, давно присутствующих на рынке, создаются собственные сравнительные базы по реализованным объектам. При оценке производственных, торговых, телекоммуникационных компаний, издательского бизнеса, предприятий сферы услуг я использую как личный опыт продаж, так и данные моих коллег.

В таблице представлены примерные значения мультипликатора P/E, отражающие пожелания инвесторов по срокам окупаемости вложений в малые и средние компании.

При использовании доходного подхода опытный специалист также стремится подтвердить свои субъективные предположения сравнительными данными. Существуют методы, позволяющие выбирать ставку дисконтирования денежного потока исходя из ставок, которые были применены при оценке аналогичных, успешно проданных предприятий. При этом необходимо максимально учитывать индивидуальные особенности оцениваемого объекта и присущие только ему риски.

Продолжение следует.

Автор: Алексей Москвич, бизнес-брокер, практикующий эксперт по купле-продаже бизнеса

© Инвестиционный отдел Регион-Инвест

Если Вы хотите продать свой бизнес, разместить информацию о нем на сайте и обсудить возможности сотрудничества, свяжитесь с нами в разделе Обратная связь.

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»