Зарубежные страныТехнологии

Помощь Starlink Илона Маска Украине вызывает пристальное внимание Китая по поводу военных связей США

«Железный человек Кремниевой долины» находится под давлением из-за спутников, поскольку китайские конкуренты все ближе приближаются к Tesla

Через несколько дней после того, как Владимир Путин приказал ввести российские войска в Украину, Илон Маск принял решение поддержать Киев.

Бизнес Tesla в Китае был чрезвычайно успешным: выручка от продаж в стране удвоилась в 2021 году до 13,8 млрд долларов по сравнению с предыдущим годом © FT montage/Getty Images/TIME

Менее чем через 48 часов коммерческий ракетный и спутниковый бизнес Маска SpaceX отправил партию спутниковых комплектов Starlink для защиты интернет-сети страны от сил Москвы.

Маск получил общественную поддержку на Западе, но его помощь иначе восприняли в Китае, который является критически важным рынком роста для его бизнес-империи, где Tesla получает четверть своих доходов.

Теперь самый богатый человек на Земле находится под растущим давлением со стороны пекинской службы национальной безопасности и информационных ястребов, которые угрожают его доступу к крупнейшему в мире потребительскому рынку, поскольку напряженность в отношениях с США растет, а местные конкуренты электромобилей догоняют Tesla.

Блейн Курсио, основатель специализированной исследовательской группы космических технологий Orbital Gateway, сказал, что «серьезная тревога в Китае» была вызвана тем, что SpaceX и Starlink считались критически важными частями «космического военно-промышленного комплекса США».

У Starlink более 2000 спутников на низкой околоземной орбите, и Маск планирует запустить еще тысячи. По мере расширения программы спутникового интернета и ускорения космической гонки между США и Китаем эксперты предупреждают, что миллиардеру придется сбалансировать конкурирующие интересы соперничающих сверхдержав.

Пекинские военные стратеги опасаются сценария, при котором тысячи спутников Маска будут развернуты для наблюдения за Китаем или, что более важно, для поддержки Тайваня, демократической страны, которую Пекин считает своей территорией.

Дрю Томпсон, бывший сотрудник Министерства обороны США, сказал, что предоставление Маском доступа украинцам к Starlink после начала СВО России в Украине повысило «осознание Китаем полезности и эффективности» низкоорбитальных спутников для поддержки систем связи во время войны.

Tesla, SpaceX и Маск не ответили на запросы о комментариях.

«Хаос или бедствие» в космической гонке на 40 миллиардов долларов

Маск подсчитал, что SpaceX, которая оценивается в 100 миллиардов долларов, потратит до 30 миллиардов долларов на расширение Starlink.

Занимая доминирующее положение на зарождающемся коммерческом космическом рынке, который, по прогнозам, к 2030 году будет оцениваться в суму выручки около 40 миллиардов долларов в год, SpaceX стала важной частью расширяющейся империи Маска и растущим источником разногласий в Китае.

В декабре китайские дипломаты пожаловались в ООН на то, что спутники SpaceX вынудили китайскую космическую станцию ​​маневрировать, чтобы избежать опасных столкновений. Эти утверждения вызвали волну оскорблений в адрес Маска в социальных сетях.

Критика усилилась после начала военного конфликта в Украине. China Military Online, официальное издание Народно-освободительной армии, в прошлом месяце раскритиковало тесные связи SpaceX с вооруженными силами США, включая коммерческие контракты с военными, и упрекнула Starlink за «повышение боеспособности вооруженных сил США».

«Есть серьезный риск того, что одержимые гегемонией США воспользуются Starlink, чтобы привести мир к . . . хаосу или бедствию», — говорится в публикации.

Исследовательская группа НОАК, Пекинский институт слежения и телекоммуникаций, пошла дальше. В апреле аналитики института заявили, что специалисты по оборонному планированию в Пекине должны подготовить «мягкие и жесткие методы уничтожения», чтобы вывести из строя спутники Starlink и разрушить его операционную систему.

Угрозы звучат в то время, когда китайские частные стартапы и государственные группы, включая GalaxySpace и China Aerospace Science and Technology Corporation, спешат развернуть свои собственные группировки спутников на низкой околоземной орбите, чтобы конкурировать со Starlink.

Декстер Робертс, американо-китайский эксперт и старший научный сотрудник Атлантического совета, сказал, что связанные с государством военные исследователи «совершенно ясно понимают», что Starlink «представляет угрозу для Китая».

«Их озабоченность почти наверняка разделяют китайское правительство и военные», — сказал он.

Меняя судьбу «Железного человека из Силиконовой долины»

Киберрегулятор Пекина сосредоточил свое внимание на Tesla, поскольку конкуренция со стороны китайских конкурентов в области электромобилей усиливается.

Бизнес Tesla в Китае был чрезвычайно успешным. Выручка компании от продаж в Китае в 2021 году удвоилась до 13,8 млрд долларов по сравнению с предыдущим годом по сравнению с 23,9 млрд долларов в США и 16 млрд долларов в других странах.

В прошлом году шесть из 10 самых продаваемых электромобилей в мире были китайскими брендами, включая недорогой Wuling и более дорогой BYD. Но новички Nio, Xpeng, Human Horizons и Jidu Automotive также бросают вызов Tesla, делая ставку на будущее, в котором доминируют беспилотные автомобили.

Усиление конкуренции происходит по мере того, как могущественная киберадминистрация Китая вместе с набором агентств, занимающихся безопасностью, внедряют обширные новые законы о безопасности данных, ужесточая контроль над сбором данных и конфиденциальностью.

Сэмм Сакс, старший научный сотрудник Китайского центра Пола Цая при Йельской школе права, сказал, что «Tesla находится под огромным давлением» в связи со сбором данных в Китае, в частности, от отдельных лиц и вблизи военных или политически важных объектов, а также трансграничных потоков данных.

В прошлом году Tesla пообещала хранить информацию, собранную в Китае, в местных центрах обработки данных, что нанесло серьезный удар по ее глобальным усилиям по сбору данных, имеющих решающее значение для исследований и разработок.

Проблемы, стоящие перед Tesla и SpaceX, знаменуют собой резкий сдвиг в пользу 50-летнего Маска в Китае, где он известен как «Железный человек Кремниевой долины» и вдохновляет последователей культа.

В 2018 году Пекин обхаживал его и уделял ему особое внимание, чтобы запустить всю внутреннюю цепочку поставок электромобилей, построив гигафабрику Tesla в Шанхае для высококачественных электрических и автономных транспортных средств.

В интервью Financial Times в мае Маск сказал, что считает рост числа китайских производителей электромобилей угрозой для своего бизнеса.

Мертвая хватка Tesla на рынке роскошных электромобилей ослабевает.

«Tesla очень хороша, но сейчас автомобили отечественного производства добились значительного прогресса, сейчас нет особой необходимости иметь Tesla», — сказал Боян Ся, владелец Tesla в Пекине.

Маск обычно оптимистичен в оценке своих отношений с китайскими чиновниками.

«Я думаю, что до сих пор он был очень успешным, и правительство очень этому радо», — сказал он о гигафабрике, добавив, что, по его ожиданиям, на Китай будет приходиться «вероятно, 25-30% наших рынков в долгосрочной перспективе».

Однако Джун Тойфель Дрейер, специалист по Китаю из Университета Майами, прогнозирует, что Пекин в конечном итоге наложит ограничения на доступ Tesla к китайскому рынку.

Робертс также был «уверен» в том, что Пекин примет меры для введения ограничений на иностранные компании, инвестирующие в «конкурентные сектора, особенно связанные с технологиями».

Он добавил: Пекин «ограничит деловую практику, которую [правительство] считает имеющей отношение к безопасности данных и другим последствиям».

Спутники Маска помогли украинцам в рухнувших городах сохранить связь с Киевом и миром, но для Китая они помогли усилить подозрения. Маск может обнаружить, что доброжелательность Пекина имеет пределы.

Взаимоотношения Илона Маска с Китаем

  • 2014
  • Tesla начинает продавать автомобили в Китае
  • 2017
  • Китайская Tencent покупает 5% акций Tesla
  • 2018
  • Премьер-министр Ли Кэцян говорит, что Маск может помочь «укрепить стабильность китайско-американских отношений», и предлагает ему резидентуру.
  • 2019
  • Первые Tesla Model 3 сошли с конвейера на заводе Giga в Шанхае стоимостью 2 миллиарда долларов
  • 2020
  • Tesla была вынуждена ненадолго закрыться в первые месяцы пандемии
  • 2021
  • Продажи в Китае удвоились до $13,8 млрд, Маск обещает хранить данные в Китае
  • Китай пожаловался в ООН на то, что Starlink мешает китайской космической станции
  • 2022
  • Китайские ястребы безопасности выражают обеспокоенность по поводу Starlink и связей с вооруженными силами США
  • Маск подтверждает планы по расширению Giga Shanghai, говорит, что на Китай приходится четверть бизнеса Tesla

По материалам Financial Times

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»