Скандал на LME с российским металлом грозит обернуться катастрофой на рынках
Пользователи призывают биржу запретить российское сырье на складах
Трейдеры призывают Лондонскую биржу металлов прекратить прием российского металла, опасаясь, что ее склады превратятся в груду ненужных материалов, которые искажают мировые цены на такие сырьевые товары, как алюминий и медь.
В результате пользователи крупнейшей в мире биржи металлов разделились на два лагеря в самый критический момент в преддверии встречи производителей и покупателей металлов в Лондоне на следующей неделе, где они намерены оформить контракты на поставки на год вперед.
Для биржи данная дилемма — еще одна проблема в непростой год, когда биржа привела в бешенство некоторых из крупнейших пользователей. Она уже столкнулась с судебными исками от хедж-фонда Elliott Management и маркет-мейкера Jane Street в связи с решением отменить контракты на никель на несколько часов во время рекордного скачка цен в марте.
Очередная сложность связана с тем, что такие крупные торговые дома, как Glencore, решают, стоит ли продлевать долгосрочные контракты с российскими производителями. Поскольку отрасль готовится к ежегодному заседанию LME Week на следующей неделе, неопределенность в отношении запрета означает, что многие покупатели намеренно избегают сделок, которые могут быть связаны с российскими металлами.
«Потребители говорят LME: „Ваш контракт нам сейчас не подходит, мы вводим самосанкции против российских материалов, мы не хотим вступать в пул ордеров LME и выходить из ордеров на российские материалы“», — отметил Колин Гамильтон, аналитик по сырьевым товарам в BMO Capital Markets.
Запасы аллюминия на LME
Источник: The Financial Times
По словам трейдеров, LME оказалась в сложном положении, из которого нужно срочно выбираться. Она играет решающую роль в ежедневном функционировании рынка, поставляя металлы в случае дефицита или принимая их на склады при избытке. На Россию приходится 6% мирового производства алюминия, 5% меди и 7% никеля.
LME пытается успокоить рынки
Если биржа продолжит принимать российское сырье на склады, но при этом многие пользователи будут избегать его, это приведет к накоплению запасов.
Биржа обеспокоена, что цена на ее рынке будет отражать избыток дешевого, ненужного российского металла, который у нее скопился, а не цену в рамках сделок, которые заключаются непосредственно между производителями и потребителями.
Многие частные сделки уже включают надбавку к цене за транзакции, не включающие металл, поставляемый из России. По некоторым сведениям, чилийская корпорация Codelco, крупнейший в мире производитель меди, предложила продать свой металл на $235 за тонну дороже базового трехмесячного контракта LME, который торгуется почти по $7450 за тонну.
Подобное несоответствие подорвало бы роль LME как торговой площадки, устанавливающей справедливую и точную рыночную цену.
Более того, судя по некоторым признакам, российские производители пытаются опередить любые будущие ограничения, увеличивая поставки на склады LME.
С пятницы на склады LME поступило около 200000 тонн алюминия, что является крайне высоким уровнем. Хотя большая часть материалов, судя по всему, поступала из Индии, это вызвало опасения по поводу накопления российского материала.
«Рынок явно нервничает из-за крупной поставки российского материала», — заявил Гамильтон.
В попытке решить данную проблему LME представила пользователям три варианта, после того как стало понятно, что российского металла, возможно, больше, чем считалось ранее.
Согласно трем возможным сценариям LME, она может продолжать работать в обычном режиме, ввести запрет или установить ограничения на объем российского материала, который может быть принят на склады. Трейдеры признали, что третий вариант технически будет наиболее сложным для реализации. Участникам рынка нужно предоставить обратную связь до 28 октября.
Такие компании, как американский производитель алюминия Alcoa, призывают к запрету, однако ее российский конкурент «Русал» предупредил, что эта мера усилит волатильность на рынке.
Запрет LME может поставить под угрозу контракты российских производителей с покупателями и их финансовые соглашения с кредиторами, учитывая, что в обоих случаях часто требуется, чтобы металл можно было сдать на хранение на склады LME.
Далеко идущие последствия
Другие пользователи LME протестуют против того, чтобы частная компания опережала любые официальные правительственные санкции.
«Схему санкций должны определять правительства. Неправильно, если бы какое-то учреждение само принимало решение», — заявил руководителей одной торговой компании.
LME отказалась от комментариев, но отметила в своем документе для обсуждения, что поиск надлежащего баланса имеет «первостепенной задачей».
Пока западные правительства избегают масштабных санкций в отношении российского металла, отчасти потому, что поставки важнейших промышленных металлов было бы трудно заменить, и эффект перекинулся бы на западные экономики.
Два источника на рынке сообщили, что администрация Байдена решает, вводить ли санкции против российского алюминия через запрет в США, повышение тарифов или санкции против Русала, крупнейшего производителя металла в России. Однако американский чиновник предупредил, что решение еще не принято.
«Мы постоянно рассматриваем разные варианты, но в ближайшее время решение не будет принято», — добавил американский чиновник.
Любые американские санкции в отношении российского экспорта алюминия, который используется при производстве самолетов, оружия, автомобилей и банок для напитков, будут иметь серьезные последствия для мировой торговли металлами.
Цена базового контракта на алюминий на LME резко выросла на прошлой неделе на фоне информации о том, что США рассматривают возможность введения санкций, затем она вернулась к уровню $2171 за тонну. Это значительно выше средней цены за предыдущие десять лет, но почти вдвое ниже мартовского пика.
«Документ LME, предложенный для обсуждения, отдает инициативу правительствам, — считает Томми Бейн, трейдер Marex и председатель комитета по складам LME. — Без санкций со стороны США LME находится между двух огней».
Подготовлено по материалам издания The Financial Times