РегионыТранспорт

Россия второй раз в истории отправила нефть в Китай по Северному морскому пути

Санкции делают маршрут более привлекательным для Москвы – аналитик Kpler

Россия отправила свою вторую в истории партию сырой нефти на восток через Полярный круг в сторону Китая, маршрут, который однажды может дать стране более быстрый путь к покупателям в Азии.

Специализированный ледокольный танкер «Василий Динков» следует по Северному морскому пути после отгрузки сырой нефти в конце прошлого месяца с танкера-накопителя, пришвартованного в Мурманске, свидетельствуют данные отслеживания судов, собранные Bloomberg. Корабль с относительно небольшим грузом в минувшие выходные пересек северное побережье России и прошел через Берингов пролив, отделяющий страну от Аляски. Он должен прибыть в китайский порт Жичжао 17 ноября.

Маршрут включает в себя 3300-мильное путешествие по Северному морскому пути России в одних из самых суровых условий плавания на планете, где часто встречаются айсберги и стоят сильные морозы. Этот путь является кратчайшим маршрутом между Европой и Восточной Азией: путь до Китая из балтийских портов России занимает в два раза меньше времени, чем при обычном маршруте через Суэцкий канал.

Неясно, насколько существенной окажется для России корректировка логистики — это будет зависеть от того, как будут развиваться погодные условия. До сих пор подавляющая часть национальной добычи Arctic Sea собиралась на танкерах-хранилищах в Мурманске с небольших челночных танкеров. Затем нефть перегружают на более крупные суда для доставки в основном в Европу. Эта торговля по существу прекратится в ближайшие недели, потому что Европейский союз запретит большую часть импорта из России морским путем с 5 декабря.

«Василий Динков» — «очень продвинутое» судно со специализированным ледокольным корпусом, но, по словам Ричарда Мэтьюза, руководителя отдела исследований EA Gibson Shipbrokers Ltd. в Лондоне, таких кораблей всего восемь. Таким образом, маршрут не будет жизнеспособным как минимум до лета.

«Маловероятно, что до лета по этому маршруту могут быть отправлены какие-либо значительные объемы», — сказал он.

То, что происходит отгрузка, является напоминанием о том, как мир становится теплее. Мировые лидеры соберутся в Египте на следующие две недели, чтобы обсудить пути борьбы с изменением климата.

Жизненно важное преобладание

Судно является одним из трех судов флота, построенных специально для перевозки нефти с экспортного терминала ПАО «Лукойл» на Варандее в Мурманске. Использование маршрута Севморпути занимает около двух-трех недель, тогда как использование традиционного маршрута занимает целых восемь недель для отправки нефти в Китай.

Китай увеличил объем импорта сырой нефти из России, но морская логистика в ответ на запрет Европы потребует тщательного планирования. Доставка в Азию через Суэцкий канал будет означать гораздо более длительные рейсы, чем это было до сих пор, что повысит спрос на суда.

Виктор Катона, ведущий аналитик нефтяной аналитической компании Kpler, сказал, что Северный морской путь будет иметь «жизненно важное значение» с наступлением лета.

«Европа будет уже закрыта», — сказал он. «Если они не покупают, зачем совершать кругосветное путешествие, если можно использовать Северный морской путь, чтобы добраться до Китая за 20 дней?»

Дальнейшее таяние льдов неуклонно улучшает доступность региона с каждым годом, открывая его все больше и больше для торгового движения и связанных с этим экологических рисков.

Государственный российский энергетический гигант «Роснефть» может увеличить объем нефти, доступной для транспортировки по Северному морскому пути. Ее проект «Восток Ойл» состоит из нескольких нефтяных месторождений на крайнем севере России и, по оценкам, к 2024 году будет производить 500 000 баррелей в день. Ведется строительство нефтяного терминала в порту Северная бухта, который обеспечит отгрузку нефти с «Востока». Нефтяные месторождения вдоль маршрута, говорится в пресс-релизе «Роснефти», делают его крупнейшим нефтетрейдинговым терминалом в России.

Первая отгрузка нефти по Северному морскому пути состоялась в 2019 году. По словам Катона в Kpler, с тех пор их не было.

В то время как более короткие поездки сокращают выбросы, маршрут вызывает экологические опасения, что роста трафика через Арктику увеличит загрязнение от дымовых труб танкеров. Когда сажа затемняет поверхность льда, она ускоряет процесс нагревания, поглощая больше солнечной энергии.

Аварии в Арктике также будут более проблематичными, чем обычно, из-за удаленности и отсутствия местных возможностей для ликвидации разливов.

«Я не знаю, как они будут ликвидировать разлив нефти в этой части мира, — сказал Мэтьюз.

По материалам Bloomberg

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»