Цифры: как студенты обогнали преподавателей в применении генеративных нейросетей
Если в России ChatGPT стал темой новостей и острой полемики в образовании в начале 2023 года, то в США, где этот супербот на основе генеративной нейросети, собственно, и появился, это произошло чуть раньше — в конце 2022?го. Да и популярность этого инструмента там, конечно, сразу была гораздо более высокой, чем в России, — хотя бы потому, что за рубежом он доступен без всяких «плясок с бубном». Однако и у нас самые продвинутые студенты тоже быстро его освоили, к тому же есть аналоги — YandexGPT в «Алисе» от «Яндекса», GigaChat от «Сбера» (пока в закрытой бета-версии, но потом инструмент обещают сделать открытым), а также ряд других легко доступных на русском языке похожих сервисов.
О чём это говорит? О том, что цифровые инструменты на основе генеративного искусственного интеллекта уже стали такой же нашей обыденностью, как когда?то — персональные компьютеры и доступ в интернет. А потому споры о том, запрещать эти инструменты в сфере образования или, наоборот, учить школьников и студентов правильно ими пользоваться, устарели практически сразу же, как начались. Это всё равно что спорить сейчас о том, стоит ли запрещать в образовании интернет. «Джин ИИ выпущен из бутылки, — сказала, например, Синтия Бризил, профессор медиаискусства и науки в Массачусетском технологическом институте, — Это касается не только компьютерных наук и кодирования. Он затрагивает все стороны жизни общества. Это машина под всё. Крайне важно, чтобы все учащиеся обладали грамотностью в области ИИ, если они собираются использовать компьютеры или практически любые технологии в своей повседневной жизни». Словом, на наших глазах появился новый вид грамотности — ИИ-грамотность. Об этом сейчас много говорят в сфере образования.
Но, похоже, появление технологий генеративного ИИ может усугубить разрыв между молодым поколением, к которому относятся студенты, и зрелым, к которому чаще всего относятся преподаватели и учителя. А значит, молодёжь, вероятно, освоит новые инструменты и сделает их частью своей повседневности гораздо быстрее, чем на это как-то отреагирует сфера образования.
Это подтверждает исследование Time for Class 2023 от ведущей англо-американской консалтинговой компании в области глобального образования Tyton Partners. Она провела его в партнёрстве с рядом других организаций (в числе которых Фонд Билла и Мелинды Гейтс). Данные для этого исследования собраны весной 2023 года в трёх опросах с участием 2048 студентов, 1748 преподавателей и 306 администраторов вузов. Аналитики выяснили, что студенты и преподаватели внедряют текстовые инструменты на основе генеративного ИИ (вроде ChatGPT) в свою практику с разной скоростью — студенты идут с опережением на 20%. Вроде бы разница не слишком драматичная, но всё же заметная.
И похоже, что запрет таких сервисов в вузах (а по такому пути пошли, например, в Японии) ни к чему не приведёт: 46% студентов сообщили, что всё равно будут их применять в случае ограничений.
Инфографика: Оля Ежак для Skillbox Media
Ещё одно любопытное наблюдение из аналитического отчёта: и преподаватели, и студенты, которые используют генеративные инструменты искусственного интеллекта и экспериментируют с ними, гораздо более оптимистично оценивают их влияние на преподавание и обучение.
Проще говоря, к мрачным прогнозам насчёт того, что инструменты вроде ChatGPT погубят образование, наверное, больше склонны преподаватели из категории отстающих по освоению технических новинок. Кстати, российские исследователи из МГППУ и БГПУ им. М. Танка выяснили, что на отношение преподавателей к цифровой образовательной среде в целом (то есть не к отдельным инструментам-новинкам, а вообще) влияют такие их личные качества, как открытость новому опыту и доброжелательность.
Читайте также:
- Появилось международное объединение для продвижения ИИ в школах
- Билл Гейтс: ИИ осуществит революцию в сфере образования
- Пионер онлайн-обучения Салман Хан — о своём отношении к ChatGPT
- Как применять ChatGPT и его аналоги в образовании: большой обзор от экспертов
- ChatGPT может угрожать только тем, кто пишет работы для ленивых студентов
Источник: skillbox.ru