Начинающий инвесторПотребительский рынок

Парадокс Гиффена — когда люди покупают больше при росте цен?

Парадокс Гиффена (Эффект Гиффена, Giffen effect) — это явление, когда повышение цены на товар приводит к повышению спроса на него, а снижение цены на товар приводит к снижению спроса.

В соответствии с законом спроса и предложения, при прочих равных условиях, повышение цен на товары заставляет потребителей отказываться от дорогих товаров в пользу более дешевых товаров. Высокая цена на товар заставляет людей потреблять его в меньших количествах. Однако существует и исключение из этого закона спроса – парадокс (эффект) Гиффена, который состоит в том, что иногда спрос на товар увеличивается, когда его цена увеличивается.

Такое поведение покупателей создает разделение товаров на две группы: обычные товары и «товары Гиффена». Товар Гиффена — это товар, потребление которого увеличивается при повышении цены — то есть при повышении цен на товар, люди начинают покупать этого товара больше. Например, товарами Гиффена можно назвать многие товары каждодневного потребления: хлеб, макароны, рис, гречку, а также такой кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.

Например, в девятнадцатом веке в Ирландии, когда почти весь урожай картофеля был поражен болезнью и резко снизилось его качество, то из-за дефицита хорошего картофеля цены на него значительно поднялись. Однако, вопреки ожиданиям, спрос на картофель не упал, а стал выше.

Шотландский журналист и ученый Роберт Гиффен, увидевший такую тенденцию, предложил объяснение для нее. Поскольку в то время картофель был основным продуктом питания, то бедные люди, которые не могли купить многие другие продукты из-за их дороговизны, вынуждены были сократить расходы на другие товары и покупать картофель.

Другим примером эффекта Гиффена является увеличение спроса на хлеб в девятнадцатом веке в Англии, цены на который тогда там поднялись. Представители рабочего класса вынуждены были увеличить его потребление за неимением других, более дешевых альтернатив. Гиффен обнаружил, что при каждом повышении цены на дешёвый, но постоянно необходимый продукт – хлеб, спрос на него не уменьшался, а возрастал.

Таким образом эффект Гиффена наблюдается в неблагоприятных экономических условиях, когда люди скупают товары, опасаясь их дальнейшего удорожания и, при этом, сокращают расходы на относительно дорогие продукты в пользу дешевых. Например, приобретают больше хлеба и макаронных изделий, но снижают покупки мяса и фруктов. Таким образом происходит замещение одних товаров из потребительской корзины другими.

Основные характеристики товаров Гиффена:

  • относительно малоценные товары;
  • занимающие значительное место в потребительском бюджете;
  • для которых отсутствует равноценный товар-заменитель;
  • потребителями товаров являются, в значительной степени, люди с низким и средним достатком.

Узнайте другие полезные понятия и термины в Словаре инвестиций Регион-Инвест!

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»