Страсть к золоту в Индии угасает?
Некоторые невесты переходят на искусственные украшения, однако богатых эта проблема не затрагивает
Тихим днем в ювелирном магазине Gold Palace в центре Бангалора владелец магазина Шаик Амин жалуется на вялую торговлю, поскольку индийские семьи сокращают предсвадебные покупки из-за заоблачных цен на золото.
Золото традиционно рассматривается как хранилище ценностей для семьи и связано с Лакшми, индуистским божеством богатства и процветания © Ashish Vaishnav/SOPA Images/LightRocket via Getty Images
До того как золото установило новые рекорды, 29-летний Амин, который вместе с отцом помогает управлять магазином, говорил, что примерно половина из порядка 50 человек, который за день посещают магазин, могла совершить покупку. Сейчас этот уровень снизился до четверти.
«Люди перестали покупать», — говорит Амин. «Человек, который мог позволить себе купить около 100 или 200 граммов, перешел на 50-60 граммов».
Любовь индийских потребителей к золоту известна: оно традиционно рассматривается как хранилище ценностей для семьи и связано с Лакшми, индуистским божеством богатства и процветания.
Однако цены на драгоценный металл, который широко рассматривается как средство защиты от инфляции, выросли на 24 процента в рупиях за последние 12 месяцев, что обусловлено конфликтами на Ближнем Востоке и Украине, а также огромными ставками спекулянтов в Китае, который обогнал Индию как крупнейший в мире импортер золота.
Несмотря на огромное культурное значение золота для индуистских фестивалей и свадеб, спрос на золотые украшения в Индии в прошлом году упал на 6 процентов, по данным Всемирного совета по золоту, по сравнению с 10-процентным ростом в Китае.
По прогнозам Crisil, индийской аналитической компании, принадлежащей S&P Global, в период до марта 2025 года объемы продаж будут «стагнировать».
Titan, ювелирное и модное подразделение индийского конгломерата Tata Sons, в мае опубликовало прибыль за четвертый квартал в размере 7,9 млрд рупий ($95 млн), что оказалось ниже прогнозов аналитиков, после того как спрос упал из-за высоких цен на золото.
Несмотря на «страсть к золоту» в Индии, растущие цены окажут влияние на семьи в преддверии свадеб, считает Сурендра Мехта, национальный секретарь Индийской ассоциации производителей золото и ювелиров.
«У них есть два варианта: либо покупать меньшие объемы, либо покупать камни с более низкой каратностью [чистотой]», — сказал он. «Я не жду, чтобы цены корректировались в ближайшем будущем».
Хотя известно, что индийцы накапливают золото для свадеб за несколько лет до события, а некоторые хранят его на протяжении нескольких поколений, покупка в последнюю минуту часто неизбежна.
На свадебном торжестве Кишиты Гупта, состоявшемся в начале этого года в ее родном городе Мирут на севере Индии, примерно десятая часть бюджета мероприятия в 95 000 долларов была потрачена на ювелирные украшения, некоторые из которых были куплены двумя годами ранее.
Но когда 26-летняя маркетолог платформы планирования WedMeGood решила купить дополнительные наборы за месяц до своей церемонии в марте, ее смутила стоимость, и вместо этого она выбрала более дешевые искусственные украшения.
По словам Гупты, благодаря общественным ожиданиям «родители определенно находятся под давлением из-за цен на золото, и это мешает принятию многих решений».
Основатель WedMeGood Мехак Сагар Шахани добавил, что в ответ на «безумный рост цен на золото» происходит много «смешивания и сочетания вещей» и переработки старых ювелирных изделий для создания новых изделий.
Рост расходов в свадебной индустрии после пандемии COVID означает, что «независимо от того, сколько денег вы тратите, они не принесут вам той же пользы, что и раньше, и к тому же цены на золото не способствуют этому», — говорит Витика Агарвал, соучредитель престижной компании Divya Vithika Wedding Planners из Бангалора.
Однако Агарвал отметил, что это не помешало богатым людям устраивать грандиозные вечеринки.
«Когда это мои высококлассные клиенты, это не имеет большого значения», — сказала она. «Есть некоторые культуры… где фактор быть на виду имеет огромное значение».
Самым грандиозным событием станет свадьба в июле Ананта Амбани — младшего сына председателя Reliance Industries и самого богатого человека Азии Мукеша Амбани — и Радхики Мерчант.
Предсвадебные торжества с роскошными нарядами, выступлением Рианны и прочих слебрити прошли в марте на нефтеперерабатывающем комплексе компании Reliance в Джамнагаре и попали в заголовки мировых новостей.
В главном магазине ювелирной компании C Krishniah Chetty Group of Jewellers в Бангалоре, которая существует уже более 150 лет и пользуется популярностью у состоятельных клиентов, включая махараджу Майсура, продавец Анил Карумбая также высмеял идею о том, что его состоятельные клиенты стали экономить.
Он указал, что Бангалор, индийская Кремниевая долина, является домом для многих миллиардеров и миллионеров. Во время экскурсии по самым ценным коллекциям магазина Карумбая отвел корреспондентов Financial Times от пары «состоятельных людей», ведущих переговоры о покупке.
«Сюда приходят представители высшего и среднего класса, и я не думаю, что они пострадали», — сказал Карумбайя. «Их не отпугивает цена».
Он добавил, что многие жители города более состоятельны, чем кажется на первый взгляд.
«У людей много денег. Бывают случаи, когда люди приходят в очень простой обуви, а уходят со счетом [в 12 000 долларов]», — сказал он.