Производители автомобилей в Европе готовятся к кризису
Предупреждения о прибылях поступили из сектора, столкнувшегося со слабыми продажами на внутреннем рынке, жесткой конкуренцией со стороны Китая и замедлением спроса на электромобили
В секторе, столкнувшемся с низкими продажами на внутреннем рынке, жёсткой конкуренцией в Китае и снижением спроса на электромобили, появились сигналы о снижении прибыли.
Предупреждения о сокращении доходов таких компаний, как Volkswagen и Stellantis, усиливают опасения о том, что европейская промышленность столкнётся с более глубоким и продолжительным спадом.
В начале 2024 года ожидалось, что после устранения сбоев в цепочках поставок, вызванных пандемией COVID-19, сектор вернётся к нормальной жизни, а производство автомобилей вырастет более чем на 2%. Однако вместо этого компании сталкиваются с проблемами на нескольких направлениях, включая жёсткую конкуренцию в Китае, слабый спрос в Европе и замедление перехода региона на электромобили.
«Мы все думали, что ситуация нормализуется, но она ухудшается. Внезапно негативные факторы ускоряются, и масштабы ухудшения огромны», — отметил аналитик Jefferies Филипп Ушуа.
Аналитики предупреждают, что автопроизводителям также следует подготовиться к более продолжительному спаду, поскольку им придётся столкнуться с более высокими инвестициями в технологии, снижением маржи электромобилей и усилением конкуренции со стороны китайских производителей при выходе на зарубежные рынки.
«В отрасли в целом существуют фундаментальные препятствия практически в каждой стране. Было бы преждевременно говорить о том, что в течение 2025 года ситуация начнёт улучшаться», — сказал аналитик UBS по автомобильной промышленности Патрик Хаммел.
Инвесторы обеспокоены перспективами европейских автопроизводителей. Цены на акции скорректированы (100 = янв. 2024 г.). Источник: LSEG
Самый большой негативный фактор пришёл из Китая, крупнейшего автомобильного рынка в мире, который пострадал от замедления сектора недвижимости. Хотя Пекин предпринял ряд мер стимулирования для поддержки экономики, такие компании, как Volkswagen и Mercedes-Benz, вероятно, столкнутся с трудностями, поскольку клиенты выбирают местные бренды с передовыми технологиями и низкими ценами.
По данным шанхайской консалтинговой компании Automobility, доля иностранных брендов на рынке китайских автомобилей за первые семь месяцев 2024 года достигла рекордно низкого уровня в 37% по сравнению с 64% в 2020 году.
По данным китайской промышленности, спад особенно сильно затронул немецких производителей, доля которых сейчас составляет менее 15% по сравнению с почти 25% четыре года назад.
В последние недели Mercedes-Benz и Porsche предупреждали о более низкой, чем ожидалось, прибыли, поскольку продажи автомобилей класса люкс в Китае пострадали из-за слабых потребительских расходов.
По словам независимого автомобильного аналитика Маттиаса Шмидта, западные производители, которые получали выгоду от масштаба производства больших объёмов бензиновых автомобилей в Китае, столкнутся с уменьшением этих преимуществ, поскольку они потеряют свою долю рынка перед местными конкурентами, предлагающими современные электромобили.
Международным производителям придётся компенсировать снижение прибыли за счёт повышения цен на других рынках.
«Есть много негативных последствий [на китайском рынке], которые не ограничиваются Китаем», — сказал он.
Международные автопроизводители теряют долю рынка в Китае. Доля рынка (%): китайский, международный. Источники: автомобильные СМИ
В Европе, где процентные ставки высоки и ограничивают рост продаж, автомобильные компании сталкиваются с замедлением продаж электромобилей и банкротствами поставщиков, что приводит к дефициту комплектующих.
Прогноз на следующий год не предвещает улучшения ситуации, поскольку новые стандарты ЕС по выбросам углерода заставляют европейских автопроизводителей продавать больше электромобилей, чем автомобилей с бензиновым двигателем, несмотря на слабый спрос.
«С точки зрения ценообразования, 2025 год может стать очень трудным для Европы», — сказал Дэниел Шварц, автомобильный аналитик Stifel. «Им нужно продавать больше электромобилей. Люди их не хотят. Им нужно предоставлять больше скидок на эти автомобили».
Замедление спроса на электромобили также способствовало снижению общих европейских продаж. Согласно данным, опубликованным Европейской организацией автомобильной промышленности, в период с июня по август число новых регистраций транспортных средств Volkswagen сократилось на 3%, а Stellantis — почти на 10%.
Volkswagen, который считает Китай своим крупнейшим рынком сбыта, впервые за свою 87-летнюю историю рассматривает возможность закрытия заводов в Германии, поскольку стремится сократить расходы, чтобы пережить трудности. Крупнейший в Европе автопроизводитель сообщил об операционной марже в размере 0,9 процента для своего бренда легковых автомобилей VW в первой половине года, а на прошлой неделе предупредил, что его общая операционная маржа упадёт до 5,6 процента в 2024 году по сравнению с 7 процентами в прошлом году.
Скидки в Европе окажут дополнительное давление на денежные потоки в автомобильном секторе, которые станут отрицательными для Volkswagen, Stellantis и Aston Martin.
Отрасль также пострадала от новых проблем в цепочке поставок, вызванных ростом числа банкротств среди поставщиков автомобилей, особенно в Германии.
Британский производитель автомобилей класса люкс Aston Martin и Ineos Automotive, новый автомобильный бренд, запущенный миллиардером-магнатом Джимом Рэтклиффом, обвинили нехватку комплектующих в задержках производства, в то время как Porsche в июле выпустила предупреждение о потере прибыли из-за сбоев, вызванных затоплением у поставщика алюминия.
«За последние шесть-девять месяцев у крупных поставщиков случались пожары, наводнения или назначались администраторы в таких масштабах, которых я лично не видел за всю свою карьеру», — заявил инвесторам Эдриан Холлмарк, новый генеральный директор Aston Martin, после того как в понедельник эта группа, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже, сократила целевой показатель поставок автомобилей.
Аналитики утверждают, что помимо внешних факторов, некоторые проблемы были вызваны самими людьми. Например, производитель Peugeot и Chrysler Stellantis испытывает трудности в США после того, как установил слишком высокие цены на свои автомобили.
«В этом году мы допустили несколько ошибок, и мы… заплатили за это ценой акций», — недавно заявила Натали Найт, финансовый директор Stellantis.
Акции группы упали более чем вдвое с пикового значения в марте.
После предупреждения о прибыли в понедельник операционная прибыль четвёртого по величине автопроизводителя в мире, по оценкам, упадёт до 2,4% во второй половине года по сравнению с 10% в первые шесть месяцев года. Это связано с большими скидками, которые группа предлагает американским дилерам, чтобы избавиться от высоких запасов на своём крупнейшем рынке.
Аналитик Bernstein Стивен Райтман заявил, что этот год станет решающим испытанием для автопроизводителей: попытаются ли они преодолеть снижение спроса за счёт болезненных сокращений производства или обратятся к ожесточённой борьбе со скидками с конкурентами, что нанесёт ущерб их прибыльности.
«Мы знали, что 2024 год будет тяжёлым, а значит, проверкой их обещаний отдавать предпочтение стоимости, а не объёму», — сказал Райтман, добавив: «Если компании сократят производство вместо того, чтобы пытаться убить друг друга скидками, то инвесторы, возможно, будут смотреть на сектор немного более позитивно. Но если они потерпят неудачу и вернутся к старым методам, это будет гораздо более негативно».