Пандемия коронавируса и глобальный карантин озолотили грузоперевозчиков |
Коронавирус обрушил мировую экономику, но грузоперевозчики завалены работой как никогда, а тарифы на их услуги продолжают обновлять максимумы. Запертые дома потребители скупают ассортимент интернет-магазинов, перекраивая устоявшиеся модели поведения
Крупнейший в мире морской грузоперевозчик, Moller-Maersk, работает на пределе своих возможностей. Тарифы на перевозку взмыли до рекордных максимумов на фоне возросших потребительских расходов, и это еще не предел.
«Все исправные суда уже в море, все контейнеры заполнены до отказа», — комментирует ситуацию Винсент Клерк, глава подразделения океанских перевозок в датской компании Maersk.
Возможно, тарифы на грузоперевозки достигнут пика где-то в первом полугодии, но, по словам Клерка, Maersk может прогнозировать ценовую динамику лишь на четыре-шесть недель, а в этом интервале никаких изменений не предвидится. «Все зависит от того, когда экономики снова откроются, а потребители вернутся к прежним моделям поведения».
Maersk и другие компании, занимающиеся контейнерными перевозками, отмечают резкий рост тарифов, обусловленный малой вместимостью судов на фоне резкого увеличения спроса на товары. Дефицит контейнеров и задержки с разгрузкой в некоторых портах осложняю ситуацию и толкают цены, взимаемые за перевозку груза, еще выше.
«Возможно, цены еще вырастут во время третьей волны локдаунов, потому что люди сидят дома и больше покупают в интернет-магазинах, таких как Amazon и Zalando. С другой стороны, экономика пострадает, что может отразиться и на нашей отрасли. Пока сложно сказать, как будет складываться ситуация», — отметил Клерк.
В 2020 году стоимость перевозки 18-килограммового контейнера выросла на 50%. По данным World Container Index, она на 30% выше среднего значения за последние восемь лет. Минувший год может стать лучшим в истории индустрии грузоперевозок, а тарифы продержатся на высоких уровнях в течение первого квартала 2021 года, отмечает старший аналитик Bloomberg Intelligence Ли Класкоу.
По словам Клерка, Maersk вряд ли отменит много рейсов в следующем месяце во время китайского Нового года, хотя традиционно отгрузки в Азии в этот период резко сокращаются. Maersk перевозит «большие объемы» бытовой электроники, мебели, предметов быта, оборудования — практически все, что связано с жильем.
«Мы даже не предполагали, что коронавирус так изменит потребительские модели», — признался эксперт, добавив, что спрос на услуги компании растет самыми быстрыми темпами за последние десять лет. «Люди все больше и больше денег тратят на товары».
Bloomberg