Оценка компаний розничной торговли. Рекомендации эксперта
Оценка бизнеса
Особенности розничной торговли
Розничная торговля по многим своим характеристикам отличается от сферы производства и услуг.
- Как правило, самые крупные инвестиции в розничной торговле — это вложения в товарно-материальные запасы, а также в кредитование клиентов (например, магазинами электроники и мебели)
- Чтобы оставаться конкурентоспособными, многие предприятия розничной торговли обслуживают клиентов круглосуточно
- Заработная плата сотрудников розничной торговли в целом ниже, чем на производстве
- Предприятия розничной торговли обладают меньшим контролем над ценообразованием путём увеличения добавленной стоимости продаваемых товаров.
Розничная торговля — это система продажи и доставки готовых товаров, в которых нуждается конечный потребитель. По мере изменения потребностей и желаний потребителей должна изменяться и система доставки. Все те, кто оказывается неспособным доставлять товар так, как того желает потребитель, обречены на вымирание. В течение последних двух десятков лет в розничной торговле произошли революционные изменения.
С чего начать?
Приступая к оценке, в первую очередь надо определиться с главной статьёй баланса — товарно-материальными запасами. Задача — с разумной степенью точности определить общую стоимость запасов, представляющих собой «доброкачественный реализуемый товар». Запасы, не попадающие под это определение, должны быть подвергнуты уценке или даже вывезены на свалку.
Просроченную дебиторскую задолженность со сроком более 60 дней, скорее всего, придётся списать. С точки зрения денежного потока наличие значительной задолженности сроком от 30 дней свидетельствует о том, что компании потребуются дополнительные средства для покрытия убытков от непогашенных кредитов.
Также необходимо иметь опись мебели, торгового оборудования и приспособлений для определения «обоснованной рыночной стоимости объекта на месте». Внешний вид и эффективность использования предметов этой категории играет важную роль в работе любых предприятий розничной торговли, а для некоторых (меховы, ювелирных, парфюмерных) имеют критическое значение.
Оценивая имеющуюся недвижимость, необходимо задать себе два вопроса: 1) Можно ли рассматривать недвижимость и бизнес отдельно без особого ущерба для бизнеса? 2) Насколько оправдывают себя затраты с точки зрения местоположения данного объекта недвижимости?
Что касается нематериальных активов, то даже название магазина, вызывающее положительные ассоциации у покупателей, должно оказывать положительное влияние на величину прибыли. При исследовании клиентской базы немаловажно понять, много ли постоянных покупателей у данного магазина, сколько из них крупных и можно ли их назвать стабильными. Эффективность персонала тоже имеет немаловажное значение.
План действий при оценке бизнеса
Оценка предприятия розничной торговли должна включать следующие действия:
1. Анализ бизнеса с целью определения перспектив на будущее. Соответствует ли она современным тенденциям развития розничной торговли или реализует устаревшую концепцию бизнеса
2. Определение обоснованной рыночной стоимости всех подлежащих продаже активов. Как они соотносятся со стоимостью замещения этих активов
3. Корректировка финансовых отчётов с целью определения реального денежного потока и прибыльности компании
4. Определение эффективности компании по сравнению с подобными ей компаниями в контексте:
- метода избыточной прибыли (в отношении объёма продаж)
- метода избыточной прибыли (в отношении активов)
- метода дисконтирования будущих доходов
- ликвидационной стоимости при ликвидации в обычном порядке.
5. Проверка полученных результатов методом «критической оценки». Американские коллеги называют этот метод «acid test». Это показатель ликвидности компании, представляющий собой отношение текущих активов (денежные средства, дебиторская задолженность, текущие поступления) минус запасы и незавершённое производство к текущим пассивам.
Как выбрать покупателя
В конце приведу несколько советов, по каким критериям нужно выбирать покупателя на предприятие розничной торговли. Он должен обладать:
- Надлежащим опытом
- Достаточными средствами
- Личными способностями, соответствующими характеру стоящих перед ним задач
- Обоснованной мотивацией, хорошо продуманными и последовательными планами, которые должны быть составлены на основе изучения всех обстоятельств и соответствовать профессиональным задачам в целом.
Внимание следует сосредоточить на тех покупателях, которые соответствуют сформулированным в презентационном пакете требованиям и задачам компании.
В статье использованы наработки Эдварда И. Теллинга-младшего, американского специалиста по купле-продаже бизнеса.
Автор: Алексей Москвич, бизнес-брокер, практикующий эксперт по купле-продаже бизнеса
© Инвестиционный отдел Регион-Инвест
Если Вы хотите продать свой бизнес, разместить информацию о нем на сайте и обсудить возможности сотрудничества, свяжитесь с нами в разделе Обратная связь.