Вьетнам припрятал алюминий на $5 млрд
Запасы алюминия во Вьетнаме достаточно велики для того, чтобы покончить с глобальным дефицитом. Однако вместо этого он лежит мертвым грузом и символизирует полную дисфункцию рынка.
В промышленном парке, расположенном примерно в часе езды от Хошимина к побережью Южно-Китайского моря, находятся груды необработанного металла, завернутые в черный брезент. Километр в длину, этот клад может стоить около $5 млрд по нынешним ценам.
В эзотерическом мире алюминия знающие люди говорят, что сейчас запасов во Вьетнаме больше, чем когда-либо до этого. Отрасль тратит много времени на создание резервов, а аналитики на их обнаружение. Но сейчас рынок в глубоком дефиците и это все усложняет.
Стратегический запса алюминия во Вьетнаме
Алюминий будет лежать без движения , в том числе из-за таможенных органов Вьетнама. Между тем, производители всего — от автомобильных запчастей до пивных банок — конкурируют за этот металл. Они выходят из пандемии и нуждаются в сырье, а Китай ограничивает поставки.
Раньше в портах от Детройта и Нового Орлеана в США до Роттердама в Европе и малазийского порта Кланг находились миллионы тонн алюминия. Сейчас они есть только в 50 километрах от крупнейшего города Вьетнама.
По словам Дункана Хоббса, лондонского аналитика сырьевого трейдера Concord Resources, это эквивалентно всему годовому потреблению Индии, второй по численности населения страны в мире.
«Мы наблюдаем самый глубокий дефицит на мировом рынке, по крайней мере, за последние 20 лет. Этот же запас с лихвой восполнит нехватку», — сказал он.
Судебные издержки
В 2019 году запас был изъят в рамках антидемпингового расследования под руководством США, направленного на китайского миллиардера. Вьетнамские власти утверждают, что компания Global Vietnam Aluminium Ltd., или GVA, получила алюминий из Китая. Однако следствие еще не завершилось, но в начале уже прекращалось ввиду отсутствия доказательств.
Бдительным присмотром охранников хранится 1,8 млн тонн алюминия. Как говорит чиновник главного таможенного управления Вьетнама, для производственной линии GVA выделяются лишь незначительные объемы металла. Связаться с компанией для комментариев не удалось, поскольку часть региона находится в режиме самоизоляции.
Стремительный рост цен означает, что с момента конфискации стоимость металла выросла более чем на 50%. Если запасы начнут перемещаться, последствия будут непредсказуемыми. Их будет достаточно, чтобы ликвидировать глобальный дефицит, возникший на рынке алюминия в этом году, а распродажа приведет к падению цен.
Тем не менее, CRU, одна из ключевых консалтинговых компаний, на которую опирается отрасль для отслеживания запасов на крупнейшем в мире рынке базовых металлов, в настоящее время исключила вьетнамские запасы их своих оценок. Лондонская фирма считает, что некоторым металлам уже больше 10 лет, поэтому их придется продавать в качестве металлолома.
«Обычно запасы продаются по нормальной цене, но не всем понятно, при каких обстоятельствах этот материал станет доступным», — поделился Росс Стрейкен, старший аналитик по алюминию в CRU. «На самом деле, доказательств тому, что вьетнамские запасы удовлетворят спрос потребителей, почти нет».
Из огня да в полымя
Эти груды металла напоминают о недавней бурной истории алюминиевого рынка. Интерес к недостижимому запасу отражает переломный момент, когда эпоха избыточного предложения сменяется дефицитом, которому во многом поспособствовали китайские ограничения на производство для сокращения выбросов.
Торговцы алюминием последнее десятилетие беспокоились о колоссальном избытке, образовавшемся в результате мирового финансового кризиса. По их мнению, он может вернуться на рынок и подавить без того слабые цены.
Например, автопроизводители Детройта резко сократили закупки, в то время как другие продолжали откачивать металл в надежде выбить конкурентов. Более половины производителей по всему миру теряли деньги, но для многих огромные затраты, связанные с отключением их плавильных заводов, были бы еще больше. Следовательно, избыток ненужного металла рос месяц за месяцем.
Затем вступили банки и торговые дома. По плану, они зарабатывали деньги, скупая излишки и припасая их на более скромные времена. По мере восстановления экономики в начале 2010-х годов, производители, включая Coca-Cola и MolsonCoors, столкнулись с нехваткой алюминия. Только тогда все горы металла стояли в крупных портах по всему миру.
Постепенно металл возвращался на рынок, поскольку спрос восстанавливался. Даже в прошлом году в промышленности все было хорошо. На ранних стадиях пандемии казалось, что рынок снова будет затоплен.
Сейчас, когда спрос растет, а Китай ограничивает предложение, все единодушно считают, что перспективы для цен никогда еще не выглядели более радужными. Между тем, эти горы алюминия исчезают именно тогда, когда производители больше всего в них нуждаются.
«Запасы падали очень быстрыми темпами, к этому мы не готовились», — отметил Камил Влазли, старший аналитик по металлам в Wood Mackenzie в Лондоне.
Дефицит, окутавший отрасль, отчетливо виден и в других крупных промышленных портах по всему миру. Снимки со спутника показывают, что огромный запас в Новом Орлеане, принадлежащий Castleton Commodities, был израсходован и отправлен потребителям США. Стране действительно пришлось раскошелиться на алюминий из-за введенных Дональдом Трампом тарифов на импорт из Китая и других стран.
В 2019 году запасы также исчезли из малазийского Порта-Кланга. Тогда же таможенные данные показали всплеск поставок во Вьетнам.
Несмотря на довольно скромный статус Малайзии как потребителя алюминия, Порт-Кланг стал крупнейшим пунктом хранения в сети складов Лондонской биржи металлов, но и эти запасы быстро сокращаются.
Склады LME в Детройте и голландском порту Флиссинген практически пусты, так как на пике складирования банки и трейдеры удержали более 3,5 млн тонн. Аналогичная история произошла и в Роттердаме, где раньше хранились миллионы тонн металла как на складах компании, так и на частных.
Годы избыточного предложения в прошлом
Возможно, наиболее тяжелая ситуация сложилась в Китае, где общие запасы по всей стране в настоящий момент составляют около 1,2 млн тонн. Согласно оценкам исследовательской группы AZ China, это соответствует спросу на две недели.
Самый яркий пример растущего дефицита — в торговом балансе страны. Отчеты показывают, как крупнейший мировой производитель становится чистым импортером алюминия по мере сокращения внутреннего производства. После переизбытка металла на мировом рынке, Китай идет к быстрому сокращению глобальных запасов алюминия.
«Если бы вьетнамские запасы вернулись на рынок, их бы тут же поглотил Китай», — сказал Влазли. Правда этот тайник так и останется мучительно недоступным.
Bloomberg