Эксперты: авторынок России въехал в самый затяжной дефицит со времен СССР
. Российский авторынок так и не смог вырулить из дефицита машин, начавшегося еще в 2020 году из-за нехватки электронных компонентов. Таких долгих очередей за автомобилями не было со времен СССР, а столь стремительного роста цен — с кризисного 2014 года, говорят опрошенные РИА Новости автодилеры и эксперты.
«Весной ситуация не станет лучше… Очереди есть по некоторым брендам и продлятся, как мы говорили, в первом квартале», — прогнозируют в профильной ассоциации РОАД, отмечая, что острее всего сейчас не хватает моделей Lada и Kia.
Дефицит подтвердил и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, до этого аккуратно высказывавшийся о ситуации как о «повышенном спросе». По его прогнозу, нехватка машин в стране сохранится и в первой половине 2022 года.
Согласно официальной статистике Росстата за 11 месяцев, производство легковых автомобилей в РФ упало на 14%, или на 200 тысяч штук к доковидному 2019 году (до 1,2 миллиона). При этом дилеры отмечают, что кроме нехватки локально произведенных машин, не стоит забывать и об импорте — поставки иномарок также значительно сократились, подстегнув дефицит.
Грузовики, в отличие от «легковушек», набрали обороты за счет масштабных жилищных и дорожных строек, которые «разогнал» вице-премьер Марат Хуснуллин. Для одной только трассы М-12, которая к 2024 году соединит Москву и Казань, привлекли более 4,6 тысячи единиц дорожно-строительной техники. В целом в январе-ноябре выпуск грузовиков вырос на 17% к аналогичному периоду 2019 года — до 165 тысяч штук.
АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА
Нехватка электронных компонентов в той или иной степени затронула всех отечественных и локализованных в России автопроизводителей, говорят аналитики. Это произошло, в том числе, из-за смены приоритетов производителей чипов за время пандемии: им стало выгоднее поставлять их для бытовой техники и компьютеров, чем для автопрома. А расширение мощностей на таких производствах — вопрос небыстрый. Минпромторг надеется на стабилизацию ситуации в 2022 году, но окончательного решения проблемы пока не прогнозирует.
Для крупнейшего в России автопроизводителя — «Автоваза» — кризис электронных автокомпонентов в 2021 году обернулся регулярными простоями конвейера. Чаще всего останавливалось производство Lada Granta, традиционно занимавшей первое место по продажам в России. В результате с августа модель уступила первенство Lada Vesta, выпуск которой на заводе в Ижевске не приостанавливался.
Условия заставляли автопроизводителей выкручиваться. Так, лидер на рынке легких коммерческих автомобилей «Группа ГАЗ» в разгар кризиса решила не останавливать конвейер, а временно выпускать некомплектные автомобили. Недостающая электроника устанавливалась только после поставок, которые шли с перебоями.
На автозаводе Hyundai под Санкт-Петербургом приспособились менять график производства моделей и их комплектаций в зависимости от доступных деталей, тем самым избежав простоев.
Ситуацию облегчило решение Евразийской экономической комиссии, до конца 2021 года разрешившей не оснащать легковые и грузовые автомобили системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, с поставками которой были проблемы из-за электронной составляющей. Однако до 30 июня машины все равно должны быть ею оборудованы. Для этого покупателю новой машины придется явиться в дилерский центр после извещения.
РУБЛЬ НАЖАЛ НА ГАЗ
На фоне нехватки машин в автосалонах (причем как новых, так и подержанных) цены на них подскочили. «Цены росли быстрее прежнего, абсолютно. С 2014 года самая большая динамика была… Даже рекомендованные розничные цены выросли на 24-25% за этот год в отношении прошлого. Если брать дилерские цены с учетом допов, то они выросли еще выше по разным моделям, еще плюс 10-20%», — рассказал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Мантуров в свою очередь отмечал, что значительный рост ценника был только по иномаркам — в пределах 20%, а по машинам отечественного производства — всего 5-8%.
К стандартным драйверам роста — инфляции, колебанию валют, росту цен на металлопродукцию — добавился ажиотаж и желание дилеров выгоднее продать машину в условиях высокого спроса. В 2021 году россияне массово жаловались на навязывание допоборудования и отказы дилеров продавать машины по рекомендованным розничным ценам от производителей без ценовых надбавок.
«К примеру, грубо говоря, раньше дилер продавал 100 машин. Теперь ему производитель говорит: будет поставка в 50 машин, а в реальности приходит всего 25. Получается, что 50 человек теперь конкурируют за 25 машин. Дилер «виртуальный аукцион» мог объявлять — кто готов за такую цену брать машину, пожалуйста, покупайте», — разъяснил Удалов. Росту ценников способствовали и подорожавшие логистические услуги и сырье, в частности, каучук, а также шины, добавил он.
На рост стоимости машин обратил внимание Минпромторг, предложив автопроизводителям и профильной ассоциации РОАД договариваться о параметрах приемлемых наценок. При этом нормативно закреплять такие меры нецелесообразно, считают в министерстве.
В 2021 году Минпромторг и Минфин также начали обсуждать повышение ценовой планки на автомобили, облагаемые налогом на роскошь, – чтобы «была справедливость», как выразился Мантуров. Планка была установлена еще в 2014 году и до сих пор составляет 3 миллиона рублей. С тех пор, по данным «Автостата», средняя цена автомобиля в РФ выросла более чем на 80%.
СКОРОСТЬ ПРОДАЖ
В среднем российский авторынок в первой половине года показывал положительную динамику по продажам, отыграв проседание 2020 года из-за ковидных ограничений. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), вдохновившись столь быстрым восстановлением, объявила, что ждет роста в сегменте новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам года на 9,8% — до 1,75 миллиона штук.
Усилившийся кризис полупроводников — спровоцировавший снижение производства автомобилей и, как следствие, их дефицит в дилерских центрах — прервал тренд. С июня продажи новых автомобилей только сокращались — в диапазоне 6,5-23% в месяц. На этом фоне в АЕБ заявили о планируемом пересмотре прогноза, но в итоге так этого и не сделали.
Власти отреагировали на дефицит приостановкой программы льготного автокредитования — одной из самых эффективных мер по увеличению спроса на новые машины. По словам Мантурова, продлевать эти меры не было необходимости — «рынок и так перегрет».
В ситуации дефицита нашлись и те, кто выиграл от такого расклада на рынке. Это китайские производители, которые в кризисный момент сумели нарастить долю в РФ более чем на 7%, приводили статистику в «Автостате».
В целом по итогам 11 месяцев продажи на российском авторынке достигли 1,4 миллиона автомобилей, сохранив рост на 6,9% за счет успешного первого полугодия. По прогнозу самих дилеров (РОАД), авторынок РФ в 2021 году будет в плюсе в пределах 5-7%.
ПОВОРОТ НА 2022
Стремительного улучшения ситуации на авторынке в 2022 году его участники не ждут. Так, по мнению управляющего директора «Хендэ Мотор СНГ» Алексея Калицева, проблемы с поставками электронных компонентов сохранятся в начале года, однако более-менее разрешатся во втором полугодии, что приведет к росту продаж автомобилей. Общая картина по авторынку в 2022 году — рост на 3%, прогнозирует топ-менеджер.
Сравнительно проблемного первого полугодия и роста во втором ожидает и глава Renault в России Ян Птачек. Эксперты «Автостата» более пессимистичны: согласно их базовому сценарию, продажи легковых автомобилей в стране упадут примерно на 3% в сравнении с 2021 годом.
По мнению исполнительного директора «Автостата» Удалова, в начале года резкого роста цен ждать не стоит, да и в целом в 2022 году он будет куда медленнее из-за «немного спавшего спроса». Более того, возможно небольшое снижение стоимости новых автомобилей — явление хоть и очень редкое, но в целом реальное (в последний раз отмечалось в 2015 году).
«На самом деле, спрос сейчас обусловлен ажиотажем. Если цены поднимать, то спрос снизится… В следующем году все будет зависеть от того, как как быстро производители начнут поставлять машины. По большому счету, все не заинтересованы в том, чтобы снижать спрос», — говорит Удалов.
«Я думаю, что увеличивать производство и поставки производители будут очень постепенно. Но возможно, кто-то захочет захватить долю рынка и начнет поставлять сразу много автомобилей. Это может привести к достаточно резкому падению цен и спроса… Если кто-то начнет так поставлять и цены снижать, то я думаю, это придется делать всем», — озвучил он возможные сценарии.