ГАЗ разрабатывает транспортные решения, определяющие облик городов России
. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) разрабатывает транспортные решения, которые будут формировать облик городов России в ближайшие десятилетия. Легенда советского автопрома и сегодня держит марку, стараясь предугадать, какие машины будут востребованы в стране и за рубежом.
Первого января исполняется 90 лет Горьковскому автомобильному заводу. Он был введен в строй в первый день 1932 года, когда прозвучал заводской гудок, возвещавший о рождении первого в СССР автозавода конвейерной сборки. А уже меньше чем через месяц — 29 января — с конвейера предприятия сошел первый грузовик – «полуторка» ГАЗ-АА. Первый из 19 миллионов автомобилей, выпущенных Горьковским автозаводом за 90 лет.
ОТ ШИШИГИ ДО ГАЗЕЛИ
Легендарная «полуторка» — автомобиль с грузоподьемностью 1,5 тонны – стал первым символом Горьковского автозавода и основной машиной индустриализации страны. В годы Великой Отечественной войны надежная и неприхотливая «полуторка» была самым массовым автомобилем в Красной Армии. Не зря о ней даже в песнях поется.
После войны Горьковский завод начал выпускать новые модели грузовых и легковых машин. Эти автомобили использовали для восстановления промышленности и сельского хозяйства, они работали на целине, на строительстве Байкало-Амурской магистрали и Байконура.
«На протяжении всей 90-летней истории сила завода всегда была в том, что он очень хорошо понимает, какие машины нужны стране. ГАЗ-52 и ГАЗ-53 стали основными грузовиками послевоенных десятилетий. Знаменитая «шишига» ГАЗ-66 благодаря своей уникальной проходимости сыграла огромную роль в развитии нефтяной и газовой отрасли в 1970 годы. А в «девяностые» и «нулевые» новая «полуторка» – «Газель» – оказалась незаменимой для развития малого и среднего бизнеса», — заявил агентству директор Горьковского автозавода Андрей Софонов.
О разных вехах Горьковского автозавода рассказывает музей истории ГАЗа, где собрано много уникальных автомобилей марки «ГАЗ», среди которых есть раритетные экземпляры. Все они отреставрированы и находятся на ходу. Увидеть их можно во время парадов ретро-машин или на экране телевизора – «Победы», «Волги», «Чайки» не раз задействовали на съемках художественных фильмов. Об этапах развития автозавода и традициях его работников рассказывает фотолетопись и коллекция предметов быта и орудий труда. С августа 2020 года музей закрыт на реконструкцию, но в юбилейный для завода год музей откроется для жителей и гостей Нижнего Новгорода.
«Одна из ключевых задач реконструкции музея – бережно сохранить историю ГАЗа, память об автозаводцах, которые строили завод и создавали машины для всей страны. В то же время мы хотим, чтобы после обновления музей стал современным историко-просветительским центром, оснащенным интерактивными мультимедийными технологиями. Это даст возможность представить историю ГАЗа и всего российского автомобилестроения в наиболее информативных и разноплановых форматах, интересных людям всех возрастов», — сказал директор ГАЗа.
ТРУЖЕНИЦЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Автомобиль «Газель», к выпуску которого Горьковский автозавод приступил в 1994 году, стал символом всего класса легких грузовиков в России. Снующие по всем дорогам страны «Газели» помогли расширить грузовые и пассажирские перевозки и обеспечили транспортом зарождающийся малый и средний бизнес.
«Сегодня мы сфокусированы на создании широкой линейки коммерческого транспорта нового поколения. В ближайшее время завод будет развивать модельный ряд на цифровой платформе поколения NN, первый представитель которого, «Газель NN», сошел с конвейера в мае 2021 года. Главное отличие от машин предыдущих поколений – переход от аналоговой к электронной модели управления», — отметил Софонов.
На новой платформе уже выпускаются не только машины с двигателями внутреннего сгорания, но и электромобили. Этим летом электрические «Газель e-NN» вышли на первый пассажирский маршрут в Нижнем Новгороде. По словам директора завода, семейство NN будет и дальше пополняться новыми моделями и модификациями.
«ГАЗ сегодня – это место, где рождаются транспортные решения, которые будут формировать облик российских городов в ближайшие десятилетия. Наши конструкторские службы работают над развитием новых поколений автомобилей, внедрением систем активной помощи водителю и беспилотных технологий, над созданием машин на электрической тяге и водороде. Задача всего этого – сформировать новую городскую среду – с чистым воздухом, низким уровнем шума, безопасную и комфортную для всех жителей», — подчеркнул Софонов.
ГАЗ НА ЭКСПОРТ
Конструкторы Горьковского автозавода ломают головы не только над созданием транспорта будущего, но и над тем, как приспособить машины сегодняшнего дня к условиям самых разных стран и континентов. В инженерном центре ГАЗа разрабатывают экспортные модификации техники с учетом требований зарубежных рынков: автомобили для жаркого климата, высокогорья, автомобили с правым расположением руля.
«Около 10 лет назад ГАЗ запустил программу развития экспорта. Результатом стало расширение географии наших поставок с 16 до 50 стран. Наша продукция — это решения с очень большой вариативностью, включая электробусы, машины с газовыми, дизельными и бензиновыми двигателями, решения для разного климата и различных дорожных условий», — отметил Софонов.
А еще в 2021 году ГАЗ начал продажи в Европе первого российского легкого коммерческого автомобиля, соответствующего экологическому стандарту «Евро-6».
КАК ОТМЕТЯТ ЮБИЛЕЙ
Мероприятия, посвященные юбилею Горьковского автозавода, Группа ГАЗ планирует проводить в течение всего 2022 года. По словам директора завода, лейтмотивом празднования станет соединение истории и современности.
«Большое внимание будет уделяться истории классических моделей ГАЗ и достижениям автозаводцев, поддержке ветеранов завода. Одновременно с этим мы будем продолжать развитие образовательных программ, будем вовлекать школьников и студентов в инженерно-техническую деятельность и рассказывать им про те огромные изменения, которые происходят в современной автомобильной отрасли. К юбилею ГАЗа в 2022 году также будет приурочено и открытие Музея истории ГАЗ после масштабной реконструкции», — подчеркнул Софонов.