Невидимки. Кто покупает нефть у стран-изгоев в пику США
. Западные эксперты и СМИ не перестают обвинять правительство Венесуэлы во главе с Николасом Мадуро и руководство государственной компании PDVSA в коррупции, некомпетентности и злоупотреблениях, которые привели к катастрофическому падению добычи нефти. При этом не упоминаются жесткие американские санкции, спонсируемые США акты саботажа с целью разрушения нефтепроводов и систем энергоснабжения. Несмотря на полный крах нефтяной отрасли Венесуэлы, о чем неоднократно объявляли на Западе, в конце прошлого года добыча нефти в стране значительно выросла. Экспорт нефти и нефтепродуктов приносит стране до 90% валютной выручки. Добиться роста добычи удалось благодаря помощи китайских специалистов и присутствию в стране CNPC, крупнейшей китайской нефтегазовой компании. Китай является крупнейшим покупателем нефти в Венесуэле, а также в Исламской республике Иран, которая также находится под санкциями США.
ПОЯС РЕКИ ОРИНОКО: ДОБЫЧА РАСТЕТ
По данным S&P Global Platts, декабре в Венесуэле было добыто 830 тыс. барр./сут. — на 170 тыс. барр./сут. больше по сравнению с месяцем ранее. Рост добычи в стране, где произошел крах нефтяной отрасли, очень удивила западных экспертов. Добыча нефти в конце прошлого года приблизилась в уровню добычи 2019 года — до начала пандемии коронавируса.
Венесуэла обладает самыми большими в мире запасами нефти, которые оцениваются примерно в 300 млрд барр. Однако это преимущественно тяжелая или сверхтяжелая нефть, добываемая в так называемом поясе реки Ориноко.
По данным S&P Global Platts, в декабре добыча в поясе реки Ориноко выросла на 130 тыс. барр./сут., достигнув 550 тыс. барр./сут. Западные источники сообщают, что такой рост добычи стал возможным благодаря поставкам разбавителей из Ирана — страны, которая также находящегося под американскими санкциями. В качестве разбавителей могут использоваться легкая нефть, прямогонный бензин или газовый конденсат. Использование разбавителей позволяет обеспечить транспортировку тяжелой и сверхтяжелой венесуэльской нефти по трубопроводам, и последующую ее переработку.
До введения санкций против правительства Николаса Мадуро венесуэльская нефть в больших объемах поступала на американские НПЗ, расположенные вблизи побережья Мексиканского залива. Лишившись возможности покупать венесуэльскую нефть, американские НПЗ были вынуждены использовать другие виды сырья, в том числе российский мазут — остаточное высоковязкое топливо, образующееся в результате переработки нефти.
Во время нахождения в Белом доме Дональд Трамп ужесточил санкции против Венесуэлы с целью свержения правительства Мадуро. Это заставило компании многих стран отказаться от сотрудничества с PDVSA и другими венесуэльскими компаниями.
«Роснефть» также свернула свою деятельность в Венесуэле, несмотря на огромные прибыли, которая она получала от реализации венесуэльской нефти. Ряд экспертов полагают, что такое решение руководство «Роснефти» приняло под давлением иностранных акционеров. На смену боязливой «Роснефти» пришел «Ростех». Эта российская компания оказывает большую помощь правительству и народу Венесуэлы в различных областях.
Несмотря на американские санкции, Китай намерен расширять свое присутствие в Венесуэле. Китайская CNPC участвует в пяти совместных с PDVSA предприятиях, ведущих добычу районе реки Ориноко. В сентябре прошлого года специалисты СNPC наладили работу установки для смешивания тяжелой нефти с разбавителем, что позволило значительно увеличить объемы производства.
СП с участием CNPC в прошлом году добыли больше нефти, чем четыре СП, в которых присутствует американская Сhevron. Вашингтон под угрозой санкций запрещает иностранным компаниям работать в Венесуэле, но для Chevron сделал исключение.
По сообщениям западных агентств, в 2021 года венесуэльское правительство при содействии китайских партнеров планировало довести добычу до 1,5 млн барр./сут. В прошлом году выполнить план не удалось, но CNPC и PDVSA достигнут поставленной цели в этом году, если сохранят темпы роста добычи в районе реки Ориноко
Китайские партнеры также организовали поставку из Ирана разбавителей, без которых невозможно довести качество венесуэльской нефти до товарного уровня.
Кроме того, оплата за поставки нефти и других товаров осуществляются не в долларах США, а в цифровых юанях, поэтому Вашингтон не может заблокировать расчеты между китайскими и венесуэльскими компаниями. Ожидается, что китайский лидер Си Цзиньпин объявит о запуске международной системы платежей в цифровых юанях во время церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Пекине 4 февраля 2022 года.
КИТАЙ УВЕЛИЧИЛ ИМПОРТ НЕФТИ ИЗ СТРАН-ИЗГОЕВ
Вопреки санкциям США в 2021 году Китай значительно увеличил импорт нефти из Венесуэлы и Ирана — стран, который на Западе рассматривают, как страны-изгои. По данным компании Kpler, импорт достиг 324 млн барр. (45 млн т) — максимального объема за последние три года. Kpler осуществляет мониторинг движения нефтеналивных судов по всему миру.
Основными покупателями нефти из стран-изгоев стали независимые китайские НПЗ. Они в отличие от других азиатских компаний, не боятся американских санкций, которые могут привести к заморозке активов в США, перекрытию доступа к рынку капитала и блокировки расчетов, осуществляемых через платежные системы, подконтрольные американцам.
Поставки иранской и венесуэльской нефти в Китай отражаются в официальной статистике, которую предоставляет Главное таможенное управление КНР.
Ануп Сингх, глава отдела по изучению морских перевозок в компании Braemar ACM Shipbroking Pte, уверен, что причиной резкого роста импорта стали низкие цена на нефть, поставляемую из стран, находящихся под санкциями США. Благодаря предоставляемым скидкам иранская и венесуэльская нефть даже с учетом доставки в Китай стоит в среднем на 10% дешевле, чем нефть, добываемая в других странах.
Мировые цены на нефть подскочили почти на 50% в прошлом году, что делает нефть из «стран-изгоев» еще более привлекательной для независимых китайских НПЗ, считает эксперт Юнтао Лью из консалтинговой компании Energy Aspects.
Цена на нефть из находящихся под санкциями стран всегда будет продаваться с большой скидкой, утверждает Эмма Ли из сингапурского офиса компании Vortex. Для независимых НПЗ главное — это низкая цена на сырье, которая позволяет им обеспечить приемлемую рентабельность переработки, несмотря на жесткую конкуренцию и регулируемые цены на нефтепродукты в Китае.
Для перевозки нефти из Ирана и Венесуэлы часто используются танкеры-невидимки — суда, на которых отключены транспондеры. Это затрудняет определение маршрутов движения танкеров-невидимок.
Кроме того, танкеры-невидимки не направляются сразу в порт назначения. В море осуществляется перегрузка на другой танкер, чтобы скрыть страну происхождения нефти. Таким образом, иранская и венесуэльская нефть проходит «ребрендинг» — меняет страну-происхождения — и поступают потребителям, как сырье из Омана или Малайзии. По данным Главного таможенного управления КНР, иранская и венесуэльская нефть не поставляется в Китай с декабря 2020 года. В тоже время с конца 2020 года резко выросли поставки из Омана и Малайзии
Energy Aspects ожидает, поставки иранской и венесуэльской нефти в Китай в начале этого года не увеличатся из-за отсутствия прогресса в переговорах о «ядерной сделке» между Исламской республикой и западными странами.
Если переговоры завершаться успехом, то Иран сможет значительно нарастить экспорт нефти в Китай и разбавителей в Венесуэлу.