Советский трубопровод «Дружба» держит Европу на крючке
«Дружба» имеет решающее значение для Германии и формирует крупнейший единый поток российской нефти в Западную Европу
Зависимость Европы от 58-летнего советского трубопровода и миллионов баррелей российской нефти в день подтолкнула лидеров региона к сопротивлению нефтяному эмбарго, поскольку нефтепереработчики от Shell до французской TotalEnergies пока не нашли альтернативные источники.
В то время как зависимость Европы от российского природного газа стала источником растущего беспокойства, континент также зависит от России на 30 процентов своей нефти, которая продолжает поступать, несмотря на конфликт в Украине.
Большая часть нефти и попутных нефтепродуктов поступает по морю, но самый большой разовый поток российской нефти в Европу — почти 1 млн баррелей в день — идет по 5000-километровому трубопроводу «Дружба» из Альметьевска в центральной России на нефтеперерабатывающие заводы в Белоруссии, Польше, Германии, Словакии, Чехии и Венгрии.
РФ извлекает выгоду из того факта, что западные санкции на сегодняшний день позволяют европейским платежам за импорт нефти и газа из России продолжаться. Нефть из трубопровода также будет труднее всего заменить.
Задуманный советскими лидерами в 1958 году для снабжения союзников по коммунистическому блоку и открытый в 1964 году, так называемый трубопровод «Дружба» с тех пор является центральным элементом европейской энергетической системы, обеспечивая прямые поставки более чем дюжине европейских нефтеперерабатывающих заводов.
Двумя ключевыми объектами являются немецкие нефтеперерабатывающие заводы Schwedt и Leuna, и зависимость страны от них делает ее более уязвимой, чем другие члены ЕС, для любых дальнейших санкций, которые блокируют или ограничивают импорт российской нефти, сказал Алекс Бут, руководитель отдела исследований в Kpler, исследовательской компании по сырьевым товарам.
«Одно дело перенастроить вашу сеть поставок по морю на альтернативные сорта нефти, но когда у вас есть нефтеперерабатывающие заводы, работающие на тяжелой нефти, поступающей по трубопроводу, как в Германии, реорганизовать ваши поставки значительно сложнее».
Картинка FT
В то время как прибрежные нефтеперерабатывающие заводы часто используют смесь сырой нефти, доставляемой по морю из разных пунктов назначения, те, которые расположены на пути следования трубопровода, как правило, предназначены для определенного вида топлива.
По данным S&P Global, российская государственная компания «Транснефть», управляющая «Дружбой», планирует в 2022 году поставлять по трубопроводу примерно 914 000 баррелей в сутки в Европу, из которых 261 000 баррелей в сутки будут поступать в Польшу и 388 000 баррелей в сутки в Германию. В «Транснефти» заявили, что потоки по трубопроводу продолжаются. В общей сложности он обеспечивает четверть сырой нефти Германии.
США и Великобритания на прошлой неделе запретили будущий импорт нефти из России, но канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что предпочитает оказывать «устойчивое» давление на Москву, которое не приведет к слишком большим затратам для немецких потребителей. По его словам, разработка альтернатив российской энергетике «невозможна внезапно».
Еще одна сложность для Берлина заключается в том, что НПЗ в Шведте не только перерабатывает российскую нефть, но и принадлежит «Роснефти». Поддерживаемый Кремлем производитель нефти владеет 54-процентной долей в PCK Raffinerie GmbH, которая управляет этим предприятием, наряду с Shell и итальянской Eni. Получить комментарий в «Роснефти» не удалось.
«Роснефть» должна еще больше увеличить свою долю в нефтеперерабатывающем заводе, приобретя 37,5% акций Shell после того, как в прошлом году зарегистрированная в Великобритании энергетическая компания объявила о своем намерении продать его, а российская группа воспользовалась правом преимущественной покупки. Сделка подлежит одобрению властями Германии. Shell отказался от комментариев.
«Роснефть» и «Транснефть» находятся под банковскими ограничениями ЕС с 2014 года, когда Россия присоединила Крым. В прошлом месяце ЕС заморозил активы и запретил поездки в отношении главы «Роснефти» Игоря Сечина и исполнительного директора «Транснефти» Николая Токарева, а также еще 24 российских олигархов, бизнесменов и государственных чиновников.
Eni, которой принадлежит 8,33% PCK, заявила, что санкции не повлияли на деятельность по переработке. Компания добавила, что намерена избавиться от своих акций в соответствии со разработанной стратегией отказа от традиционной переработки – решение, принятое до военной операции России в Украине.
По данным PCK, Schwedt перерабатывает 12 млн тонн сырой нефти в год — примерно 220 000 баррелей в сутки — и поставляет 90% бензина, реактивного топлива, дизельного топлива и мазута в Берлине и близлежащей земле Бранденбург.
Министерство экономики Германии направило вопросы правительству земли Бранденбург, которое заявило, что, хотя могут быть «временные и региональные узкие места», оно ожидает сохранения поставок.
«Нефтеперерабатывающий завод также принял меры предосторожности и, например, накапливает мазут или может использовать альтернативный трубопровод», — говорится в сообщении.
Патрик Пуянне, исполнительный директор Total, которая управляет нефтеперерабатывающим заводом Leuna мощностью 240 000 баррелей в день к западу от Лейпцига, заявил на прошлой неделе на конференции в Хьюстоне, что из всех европейских нефтеперерабатывающих заводов компании Leuna столкнется с наибольшими «трудностями», если поставки нефти из России будут заблокированы.
Компания изучает альтернативные варианты поставок для Leuna, в том числе маршрут через Гданьск в Польше, сказал человек, знакомый с этим вопросом. Total отказался от комментариев.
Хотя многие банки, страховщики и грузоотправители начали избегать всех операций с Россией, нефть продолжала течь по Дружбе, отчасти потому, что дальнейший транспорт не требуется. Кроме того, нефть, как правило, поставляется по долгосрочным контрактам, а это означает, что у нефтеперерабатывающих заводов была ограниченная потребность вести «новый» бизнес с «Транснефтью», сказал Бут из Kpler.
Картинка FT
Трейдеры и переработчики с долгосрочными контрактами на поставку нефти от российских производителей также продолжали получать морские грузы нефти на судах, в основном зафрахтованных до конфликта. По данным Kpler, между началом российской спецоперации 24 февраля и 6 марта Европа импортировала из России по морю 5,1 млн баррелей в день нефти и нефтепродуктов, причем большая часть направлялась на нефтеперерабатывающие заводы в Нидерландах для дальнейшего распределения.
В текущих ценах инвестиционный банк Standard Chartered подсчитал, что страны ЕС платят России примерно 550 миллионов долларов в день за нефть, что эквивалентно 200 миллиардам долларов в год.
Но с нарастающим давлением на ЕС, чтобы тот принял более решительные меры, ожидается, что он станет все более спорным в отношении получения российской нефти любого сорта.
После того, как ее раскритиковали за получение прибыли от партии дешевой российской нефти, Shell объявила на прошлой неделе, что прекратит покупать всю российскую нефть и газ , что, по ее словам, приведет к сокращению производства на некоторых ее нефтеперерабатывающих заводах, пока она будет искать альтернативы.
Санна Марин, премьер-министр Финляндии, заявила перед встречей лидеров ЕС на прошлой неделе: «С одной стороны, у нас очень жесткие финансовые санкции, но с другой стороны, мы поддерживаем военную операцию России, покупая нефть, газ и другие ископаемые виды топлива. Мы должны как можно скорее избавиться от российского ископаемого топлива».
По материалам Financial Times