Российское зерно пользуется спросом, несмотря на растущие затраты
После начала военных действий на Украине затраты на поставку зерна из России резко выросли, но некоторые страны все равно продолжают его покупать
По словам директора московского Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, основные покупатели российского зерна — это Египет, Турция и Иран. Устойчивость экспорта зерна, несмотря на санкции и массовый тренд на избегание российских товаров побуждает некоторых рыночных обозревателей пересмотреть прогнозы по отгрузкам в этом сезоне.
По данным Logistics OS, в этом месяце в российских портах было загружено почти 900 000 тонн пшеницы, что соответствует мартовским значениям. Данные AgFlow также показывают, что российский экспорт ключевых сельскохозяйственных товаров, включая пшеницу, лишь немного не дотянул до 1 млн тонн за первые 13 дней апреля, что сопоставимо с аналогичным периодом марта.
Высокие поставки побудили аналитиков, таких как Strategie Grains, понизить прогноз по экспорту пшеницы из Европейского Союза, одного из крупнейших конкурентов России. Министерство сельского хозяйства США на прошлой неделе также повысило свою оценку экспорта российской пшеницы в текущем сезоне до 33 млн тонн. В начале года (до эскалации конфликта на Украине) ведомство прогнозировало объем экспорта на уровне 35 млн тонн.
По российским квотам с февраля по июнь страна может экспортировать до 8 млн тонн. Российский союз зерновых трейдеров, заявил ранее на этой неделе, что ожидает сокращение объема экспорта в апреле. Рылько из ИКАР также ожидает, что поставки зерна снизятся в ближайшие месяцы относительно мартовских значений. Это связано с укреплением рубля и ростом экспортных пошлин.
Рубль вернулся к уровням, предшествовавшим началу конфликта, после того как Москва ввела жесткий контроль над потоками капитала и заставила экспортеров конвертировать 80% валютной выручки в рубли. Экспортные пошлины, привязанные к стоимости пшеницы, достигли рекордных значений в $101.40 за тонну. Это значит, что Москва получает около $3 млн за каждые 30 тонн отгруженной пшеницы.
Стоимость доставки из Черноморского региона также выросла на 50%-80% по сравнению с прошлым годом. Флоты под нероссийскими флагами не хотят заходить в российские порты из-за высоких затрат на страхование и санкций, сказал по телефону Евгений Попов, фрахтователь Петербургской судоходной компании Nitro.
Российские черноморские порты все еще работают, и движение возобновляется в Азовском море, сообщает Strategie Grains.
Тем не менее соседи-импортеры будут оценивать ситуацию и сравнивать, остается ли российская пшеница конкурентоспособной по сравнению с зерном из более отдаленных регионов, комментирует главный исполнительный директор AgFlow Набиль Мседди. В последнем тендере Египет забронировал одну поставку из России, остальные закупки были сделаны во Франции.
Bloomberg