Автомобили китайского производства захватывают мир
Страна готова стать вторым экспортером легковых автомобилей, обогнав США и Южную Корею и рискуя новой напряженностью в отношениях с торговыми партнерами и соперниками
Когда Андреас Татт, менеджер компании по производству поздравительных открыток в Кентербери, Великобритания, заинтересовался покупкой нового автомобиля, он знал, что выберет электромобиль. Но после рассмотрения Tesla Model 3 и Porsche Taycan он остановился на менее привычном выборе: желто-золотой Polestar 2 с батарейным питанием производства Volvo и его китайской материнской компании Zhejiang Geely Holding Group Co.
«Он привлекает много внимания, отчасти из-за его цвета, отчасти из-за того, что люди не знают, что это такое», — говорит Татт, который четыре месяца ждал отправки автомобиля из Луцяо в восточном Китае. «У меня были некоторые опасения, что качество сборки может быть не самым лучшим, — говорит он. «После тест-драйва все сомнения относительно качества были развеяны».
Поскольку китайские автомобильные бренды привлекают все больше и больше иностранных клиентов, таких как Татт, страна готова стать вторым в мире экспортером легковых автомобилей, что может изменить глобальную автомобильную промышленность и вызвать новую напряженность в отношениях с торговыми партнерами и конкурентами.
Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, поставки за границу автомобилей, произведенных в Китае, утроились с 2020 года и достигли более 2,5 миллионов в прошлом году. Это всего лишь немногим (около 60 000 единиц) ниже Германии, экспорт которой в последние годы сократился. Показатели Китая, отстающие от Японии, но опережающие США и Южную Корею, предвещают появление серьезного конкурента-автогиганта.
Китайские бренды в настоящее время являются лидерами рынка на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В Европе продаваемые автомобили китайского производства — это в основном электрические модели Tesla Inc. и китайские бывшие европейские бренды, такие как Volvo , MG и Dacia. Самый продаваемый электромобиль BMW в мире, iX3, производится исключительно в Китае и экспортируется в Европу. Множество доморощенных марок, таких как BYD Co. и Nio Inc. , также растут, стремясь доминировать в мире автомобилей с новой энергией. При поддержке Berkshire Hathaway Inc. Уоррена Баффета BYD уже привлекает покупателей электромобилей в развитых странах, таких как Австралия.
По словам Сюй Хайдуна, заместителя главного инженера поддерживаемой государством Китайской ассоциации автопроизводителей , это только начало . По его словам, цель состоит в том, чтобы к 2030 году продать за границу 8 миллионов легковых автомобилей, что более чем в два раза превышает текущие поставки Японии.
Китай догоняет Германию. Годовой экспорт легковых автомобилей. Источник: Китайская ассоциация легковых автомобилей, Японская ассоциация автопроизводителей, Корейская ассоциация автопроизводителей, Ассоциация немецких автопроизводителей, Министерство торговли США. Примечание: 2022 год указан по состоянию на ноябрь.
Эта тенденция подчеркивает, что Китай уже не является «мировой фабрикой» недорогих электронных устройств, бытовой техники и рождественских игрушек. Переходя на более сложные и изощренные продукты для конкурентных, строго регулируемых рынков, китайские компании продвигаются вверх по цепочке создания стоимости в производстве — ключевой фактор роста, который превратил когда-то переживающую трудности коммунистическую экономику в сегодняшнюю квазикапиталистическую безжалостную силу стоимостью 18 триллионов долларов. Так, Индекс экономической сложности, составленный Лабораторией роста Гарвардского университета, который анализирует ассортимент продукции, экспортируемой страной, ставит Китай на 17-е место в мире, по сравнению с 24-м десять лет назад.
«Мы должны пристально держать их в поле зрения», — заявил генеральный директор Mercedes-Benz Group AG Ола Каллениус во время Парижского автосалона в октябре. «Напряженность конкурентной борьбы растет. Это самое веселое время для работы в автомобилестроении с 1886 года» — года, когда Карл Бенц, отец автомобиля, выпустил первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, — «но это также и самое неопределенное время».
Рост экспорта автомобилей в США в значительной степени остался незамеченным, отчасти потому, что это произошло во время пандемии коронавируса, а отчасти потому, что китайские автопроизводители в основном ориентированы на Европу, Азию и Латинскую Америку. General Motors Co. действительно продала около 40 000 своих компактных внедорожников Buick Envision китайского производства в США в 2021 году, но политическая напряженность, сохранение тарифов эпохи Трампа и субсидии, направленные на увеличение внутреннего производства электромобилей, снизили привлекательность этого рынка.
Китай экспортирует автомобили в основном в Азию и Европу. Экспорт легковых автомобилей Китая по направлениям, 2021 г. Источник: база данных ООН по статистике торговли товарами
Выход на европейский рынок долгое время был целью китайских компаний, которые начали участвовать в автосалонах на континенте в начале 2000-х годов. Серия неудачных испытаний на безопасность примерно в 2007 году разрушила эти надежды. «Честно говоря, я думал, что это навсегда, — говорит Йохен Зиберт из автомобильной консалтинговой компании JSC Automotive в Сингапуре.
Но благодаря растущей автоматизации и, как следствие, стандартизации — Goldman Sachs Group Inc. заявляет, что новые автомобильные заводы в Китае имеют самый высокий уровень использования роботов в мире — эти опасения теперь остались в прошлом. По мере улучшения качества за последнее десятилетие китайские автомобили начали проходить европейские тесты на безопасность. Жесткие ограничения Китая на загрязнение воздуха также помогли большинству его автомобилей соответствовать европейским стандартам выбросов.
«Чтобы бороться с китайцами, нам понадобятся сопоставимые структуры затрат», — заявил 19 декабря генеральный директор Stellantis NV Карлос Таварес, выступая перед журналистами на заводе по производству силовых агрегатов в Тремери на севере Франции. «В качестве альтернативы Европе придется решить хотя бы частично закрыть свои границы для китайских конкрунетов. Если Европа не хочет ставить себя в такое положение, нам нужно усерднее работать над конкурентоспособностью того, что мы производим».
Китайские автомобильные бренды улучшают качество. Количество названных проблем на 100 автомобилей. Источник: первоначальные исследования качества JD Power для Китая и США.
По данным Евростата, в переломный год для автомобилей китайского производства экспорт в Европейский Союз вырос на 156% в 2021 году до 435 000 единиц. Но, по словам Агаты Крац, директора Rhodium Group, быстрый рост поставок электромобилей из страны рискует спровоцировать политическую реакцию в Европейском союзе.
«Отчасти это связано с тем, что китайские компании становятся лучше, но отчасти из-за избыточных мощностей в Китае», — говорит она. «Это будет болевая точка. Это может вызвать действительно сильную реакцию в Европе с точки зрения торговой защиты».
Polestar по премиальной цене, который купил Татт, является исключением: Китай, как правило, экспортирует относительно дешевые автомобили. Согласно данным, предоставленным UN Comtrade, средняя цена экспортируемого легкового автомобиля китайского производства в 2021 году составляла около 13 700 долларов США, что составляло примерно одну треть от стоимости немецкого автомобиля и примерно на 30% дешевле, чем цена японского автомобиля. Это означает, что китайские автомобили, скорее всего, будут представлять угрозу для более дешевых японских и южнокорейских моделей, а не для немецких марок.
Власти в Пекине не слишком обеспокоены, по крайней мере, на данный момент.
«Было доказано, что сила автомобильной промышленности одной страны будет окончательно проверена исключительно международным рынком», — говорит Гао Ян, директор по иностранным инвестициям в Министерстве торговли.
Она добавила, что правительство будет поощрять китайских автопроизводителей приобретать иностранные компании.
Продемонстрировав, что он является надежным производственным центром для крупнейших компаний отрасли, Китай лидирует на следующем рубеже: электромобили. Местные автопроизводители обнаружили, что электрическая платформа относительно проста в освоении по сравнению со сложным двигателем внутреннего сгорания.
«Переход на аккумулятор означает, что двигатель больше не является отличительной чертой», — говорит Александр Клозе, исполнительный вице-президент по зарубежным операциям Aiways Automobiles Co., чисто китайского производителя электромобилей, который продал несколько тысяч автомобилей в Европе. Технологически «это создало равные условия», — говорит он.
Глобальное стремление сократить выбросы углерода и спасти планету побудило Пекин поощрять производителей и покупателей электромобилей субсидиями, в то время как надежная местная цепочка поставок сделала производство электромобилей в Китае дешевле, чем где-либо еще. Завод Tesla в Шанхае произвел в прошлом году почти 711 000 автомобилей, что составляет 52% мирового производства компании. Эти меры также породили десятки отечественных производителей, таких как Aiways. Многие из них едва добились успеха, но BYD, Nio и XPeng Inc. входят в число выдающихся компаний, у которых есть потенциал проявить себя на мировой арене.
BYD, который также производит собственные аккумуляторы и чипы, является крупнейшим производителем электромобилей в стране. У него есть амбиции стать Toyota среди электромобилей для покупателей с ограниченным бюджетом в мире, и он делает ставку на то, что его собственные элементы и полупроводники помогут ему достичь этой цели.
«Мы не скрываем того факта, что мы китайцы, а европейцы постепенно привыкают к тому, что продукция из Китая отличается высоким качеством», — говорит Алан Виссер, глава Lynk & Co. , бренда электромобилей, принадлежащего Geely. Он говорит, что у компании более 180 000 зарегистрированных пользователей в Европе для ее услуг по аренде. Geely заявила, что ее общий экспорт составит 190 000 автомобилей в 2022 году, а цель — 600 000 автомобилей в год к 2025 году.
Крупнейшие китайские экспортеры отечественных автомобилей. Китайские компании составляют большую часть экспорта. Источник: отчеты компании; Блумберг
От продажи всего нескольких тысяч автомобилей в середине 1980-х годов китайские автопроизводители прошли долгий путь. Вплоть до 2018 года, когда Тесле было разрешено полностью владеть своим заводом в Китае, иностранным автопроизводителям приходилось заключать партнерские отношения с местными компаниями для производства в Китае. В то время как иностранные компании охраняли свои самые передовые технологии, местные игроки стали конкурентоспособными, обучаясь процессам у своих партнеров и приобретая такие бренды, как Volvo и Lotus. Быстрые темпы роста внутреннего спроса сделали Китай крупнейшим автомобильным рынком в мире в 2009 году.
В 2018 году продажи на внутреннем рынке упали впервые почти за три десятилетия, поскольку автомобили местного производства становились конкурентоспособными на международных рынках.
«Китайские автопроизводители увидели это и сказали: «Этот период быстрого расширения подходит к концу», поэтому многие из них заявили: «Давайте попробуем другие рынки», — говорит Стивен Дайер, управляющий директор консалтинговой компании AlixPartners в Шанхае и бывший исполнительный директор Ford Motor Co.
Рост цепочки поставок в Китае также идет в ногу с производством автомобилей. Отечественные компании теперь производят почти все детали, в том числе те, которые они импортировали примерно десять лет назад, например, из высокопрочной стали и армированного стекловолокна. В результате в 2021 году Китай впервые получил положительное сальдо в торговле автомобилями и автозапчастями. Однако сборочные линии по-прежнему зависят от передовых машин из Японии и Германии.
«Похоже, что-то изменилось, — говорит Дайер. «Долгосрочная тенденция заключается в увеличении продаж китайских брендов по всему миру».
Bloomberg