Цены на нефть растут на фоне бума в сфере грузоперевозок |
Грузовики, поезда, корабли, заполненные товарами, снуют по миру, подстегивая спрос на нефть. Вместе с ним растут и цены на энергоресурсы
В разгар коронавирусного кризиса в Китае в начале года судоходный гигант A. P. Moeller-Maersk A/S сообщил о беспрецедентном количестве отмененных рейсов, поскольку эта азиатская страна почти полностью изолировалась от всего мира. С тех пор акции компании подскочили практически до рекордной отметки в Копенгагене. Американский грузовой гигант BNSF Railway Co., принадлежащий Уоррену Баффету, переживает подъем: в последние недели увеличилось количество перевозимых вагонов и контейнеров в годовом выражении.
Изменение потребительского поведения, особенно в западных странах, привело к тому, что в последние несколько недель цены на нефть поднялись выше $50 за баррель. Люди тратят деньги, которые были отложены на недостижимые сейчас вещи — такие как праздники и походы в рестораны, — на покупку физических товаров. И это только начало: магазины, склады и компании активно пополняют запасы. И поскольку по планете перемещается все больше коробок с вещами, стремительно растет спрос на топливо для кораблей, грузовиков и грузовых поездов.
Восстановление перевозок
«Для мировых контейнерных потоков ситуация не очень хорошая, — считает Ларс Микаэль Йенсен из Maersk, которая управляет флотом из почти 700 судов. Штаты и Европа воспольняют запасы, что ведет к росту спроса на грузоперевозки, однако глобальные меры по сдерживанию пандемии оказывают серьезную нагрузку на всю цепочку поставок из-за нехватки судов, контейнеров и транспортных мощностей».
Бум играет на руку рынку нефти и грузоперевозок, но при этом он оказывает сильное давление на важную транспортную инфраструктуру. В портах по всему миру возникают узкие места, нарушая цепочки поставок — от автомобильных запчастей до косметики. Запрет на перевозки из Франции в Великобританию говорит о том, что ситуация может стать еще более запутанной, при этом последствия коронавируса для экономики и торговли пока не ясны в полной мере.
Символом разворота стал Лос-Анджелес. Через него, а также через Лонг Бич идут товары из Азии в США. В начале года в доках Лос-Анджелеса простаивали тысячи пустых контейнеров, что отражает последствия торговой напряженности с Китаем и пандемии. Сегодня же в страну хлынул поток импортных товаров.
«Сейчас мы столкнулись с изменением покупательских привычек, — отметил Джин Серока, исполнительный директор порта Лос-Анджелеса. Там, где мы когда-то покупали в основном услуги, мы теперь снова покупаем продукты, и эти склады должны пополнять запасы. Люди заказывают так много товаров для доставки, что мы не успеваем все обрабатывать».
Экспорт из Китая растет, подталкивая положительное сальдо торгового баланса страны к рекордным уровням. В ноябре национальные компании отгрузили товары на $268 млрд, что на 21% больше, чем в прошлом году. По словам Сентила Кумарана, руководителя отдела FGE по нефтяной отрасли в Южной Азии, снятие ограничений и полное возобновление транспортного сообщения внутри Индии привело к росту потребления автотранспортного топлива в октябре, а спрос на дизельное топливо вырос более чем на 7% в годовом исчислении.
Ставки за фрахт просто зашкаливают. По данным Drewry, перевозка 40-футового стального ящика по морю из Шанхая в европейский торговый хаб в Роттердаме стоит около $6500 за контейнер, что является максимальным показателем для этого времени года по крайней мере с 2011 года.
Крэк-спрэд в Европе и США
Подобные тенденции имеют большое значение для нефтяного рынка, поскольку, согласно данным Международного энергетического агентства за 2019 год, на долю грузоперевозок приходится около 16% мирового потребления нефти и почти половина всего спроса на дизельное топливо.
Благодаря всплеску активности и наступлению зимы в Северном полушарии, ранее катастрофический рынок топлива растет уже примерно два месяца. Еще в сентябре так называемый крэк-спред — разница между ценой сырой нефти и дизельным топливом — сократился в Европе до $2 за баррель.
Помимо вялого спроса, основной причиной ослабления рынка дизельного топлива стал обвал мировой авиационной отрасли. Нефтеперерабатывающие заводы отреагировали на спад, переориентировав производство реактивного топлива в дизель и увеличив объем производства на фоне низкого потребления. Кроме того, поскольку люди избегали общественного транспорта, чтобы не заразиться вирусом, нефтеперерабатывающим заводам приходилось поддерживать высокий уровень производства для удовлетворения спроса на бензин, продолжая увеличивать запасы дизельного топлива, когда в этом не было необходимости.
Теперь динамика изменилась. На прошлой неделе крэк-спред увеличился до $6.28 за баррель. При этом базовая стоимость сырой нефти также подскочила.
Сохранение спроса на грузоперевозки
В США грузовые перевозки автотранспортом являются основным фактором, влияющим на дизельное топливо, и рассматриваются как признак здоровья экономики в целом. По статистике Министерства транспорта, расстояние, которое грузовики преодолели между штатами, выросло более чем на 9% по сравнению с прошлым годом, в то время как трафик всех транспортных средств снизился более чем на 10%.
Косвенным показателем спроса в США является объем поставки нефтепродуктов нефтеперерабатывающими заводами. За неделю до 11 декабря они поставляли 4 млн баррелей дистиллятного топлива в день, включая дизель. Как показывают данные Управления энергетической информации, в мае эта цифра упала до 2.7 млн в день, что является самым низким показателем за несколько десятилетий. Объемы запасов остаются высокими, но не настолько чрезмерными, как в начале года.
Спрос на дизельное топливо обусловлен избыточными поставками в этом году. Данные консалтинговой фирмы Freight Waves показывают, что 26% запросов на перевозку грузов в этом квартале были отклонены, что вдвое больше, чем год назад. Тогда как спрос на дизельное топливо, возможно, растет из-за увеличения грузоперевозок, одним из крупнейших американских покупателей топлива — после Военно-морского флота — является железная дорога BNSF Уоррена Баффета. В компании также сообщают о всплеске активности.
«Мы наблюдаем сильное восстановление объемов смешанных перевозок, поскольку рост продаж в Интернете стимулирует спрос на перевозки посылок и крупных партий груза в нашей сети, — заявил Том Уильямс, вице-президент BNSF по потребительским товарам. По мере открытия городов и штатов спросу на перевозки различными видами транспорта также способствовало восстановление традиционных розничных магазинов».
Текущие объемы на некоторых объектах BNSF на 20% выше, чем в это же время в прошлом году, и компания продолжает работать с клиентами, чтобы удовлетворить «постоянно растущий» спрос, одновременно пополняя запасы, которые с начала пандемии оставались на низком уровне.
Европа снова покупает
Крупнейший европейский владелец грузовых автомобилей сообщает об аналогичной динамике в регионе и пополняет парк компании, наращивая использование дизельного топлива.
«Безусловно, существует новая потребительская модель, — отметил Кристиан Каас Мортенсен, исполнительный директор компании Girteka Logistics, базирующейся в Вильнюсе, которой принадлежат более 7500 грузовиков. Поскольку мы не можем передать товар лично в руки, мы перевозим его».
Girteka настолько занята, что отдает заказы другим транспортным компаниям. Она ожидает, что это будет самый напряженный конец года в ее истории.
Расстояние, преодоленное большими грузовиками в Германии, постоянно растет с сентября и в настоящее время это самый высокий показатель за месяц, согласно данным Национального управления статистики. Интенсивный трафик в Польше за неделю до 20 декабря примерно на 20% выше аналогичного показателя год назад. Подобная картина наблюдалась и в Великобритании до введения в стране последних мер изоляции.
Но, по словам Gebr. Weiss, которая претендует на звание старейшей в мире логистической компании, всплеск носит глобальный характер и вполне может оказаться беспрецедентным.
«Оглядываясь на нашу историю, можно сказать, что мы пережили несколько серьезных испытаний: войну, революцию или даже две, но в моей собственной практике во время работы в логистике никогда не было такого года, — отметил член правления Gebr. Weiss Лотар Тома. Covid захлестнул планету, разрушил транспортные артерии по всему миру, нарушил циклы перемещения товаров, будь то воздушные, морские, железнодорожные или автомобильные перевозки».
Bloomberg