«Черная пятница»: как найти настоящие скидки и не поддаться на обман
В России нет исторически сложившихся дней распродаж – мы используем лишь западные заимствования. Это и последний понедельник января, так называемый российский киберпонедельник, и 11 ноября — «День шоппинга», когда в Китае отмечают День Холостяка и, собственно, «черная пятница» после дня благодарения в Штатах. Последняя распродажа в этом году начнется 27 ноября. Она пройдет уже восьмой раз.
Таким образом, сезон скидок начинается с 11 ноября и длится до последнего понедельника месяца. Это ставит продавцов в сложное положение – давать скидки на протяжении всего периода или выбирать определенные даты для промоакции. По опросам компании Ecwid, 50% продавцов выбирают не устраивать распродажу вообще, чем долго держать скидки.
«Перед Новым Годом спрос повышается, многие и без распродажи получают много заказов. В России особого ажиотажа, как на западе, в офлайне не наблюдается. Однако активность повышается в онлайне, что отражается на увеличении серверной нагрузки у сайтов», — отмечает директор по развитию компании Ecwid в России Владимир Тарасов.
Реальные суперскидки в «черную пятницу» в нашей стране встречаются не так уж часто. Чтобы заработать, многим продавцам приходиться искусственно повышать цены, а мошенники в интернете используют этот день, чтобы обмануть шопоголиков и поживиться на их невнимательности, считают опрошенные «Прайм» эксперты.
ВЫГОДНЫЕ ПОКУПКИ
Российский ритейл один из самых дорогих в мире из-за налоговой нагрузки, логистики и прочих факторов. Поэтому скидки выше 30% — чаще всего осознанный убыток, считает руководитель Hi-Tech Mail.ru Дмитрий Рябинин.
На универсальные ходовые позиции и новинки, особенно на популярную технику, цены в «черную пятницу» будут либо с символической скидкой, либо такие же и даже выше, чем в течение года. Максимальные скидки из рекламных буклетов чаще всего на неходовой товар, отмечает эксперт.
Какие-то «хайповые» или статусные вещи купить со скидкой в «черную пятницу» точно не удастся. «Последняя модель телефона с поддержкой 5G или кроссовки, созданные в коллаборации с известными музыкантами, вряд ли будут продаваться на распродаже», — добавляет вице-президент по развитию бизнеса маркетплейса СПУТНИК, вице-президент коммуникационной группы iMARS Владимир Нерюев.
«Однако на категории товаров с выраженной сезонностью, например, одежда и обувь, действительно много честных скидок», — считает Рябинин.
В «черную пятницу» можно выгодно купить товары отложенного спроса. Например, если вы хотите заменить свой старый телевизор на более современную модель, можно не брать кредит, а дождаться большой скидки.
Тарасов советует заранее составить список необходимых покупок, поискать товары на официальных сайтах магазинов, а затем проверить, появилась ли скидка.
«Нужно не лениться пересчитывать процент скидки в рублях, тогда появится реальное понимание, сколько получится сэкономить. Например, если сравнить две позиции: 15-процентная скидка на автомобиль – это несколько десятков тысяч рублей экономии, а скидка 15% на фирменные резиновые коврики – 1000-1500 рублей», — приводит пример директор по развитию маркетинговых коммуникаций Fresh Auto Светлана Гамзатова.
И все же зачастую после распродажи нужный вам товар может стоить еще дешевле, так как продавцу нужно освобождать торговые площади для новых коллекций. И остатки товара он будет готов продавать если и не за бесценок, то очень дешево, добавляет Тарасов.
СКИДКИ-ОБМАНКИ
Скидка-обманка – это не изобретение российских ритейлеров, а скорее уловка, которой пользуется мировая торговля довольно давно. Продавцы накануне очередной распродажи искусственно повышают цены, а затем ставят большие красочные баннеры, гарантирующие самую низкую цену. На самом же деле цена, указанная со скидкой, будет ровно такой же, какой и была до повышения, объясняет Нерюев.
Более того, товар с такой «скидкой» может стоить дороже, чем он стоил до распродажи. Работает фактор размера скидки, скажем, до 70%, хотя наценка могла быть сделана на 80% или даже 100%, добавляет Тарасов.
Продавец рассчитывает, что большинство покупателей не вспомнит, какой была цена на определённый товар 2-3 недели назад. Чтобы не попасться на подобную уловку, эксперт рекомендует заблаговременно изучить цены на то, что вы собираетесь купить, а затем сравнить цены в разных магазинах и размеры скидок.
«Не стоит думать, что продавец продает товары себе в убыток. Даже при скидках 90% он заработает», — подчеркивает Нерюев.
ОХОТНИКИ ЗА ВАШИМИ ДЕНЬГАМИ
Во время распродаж традиционно растет количество поддельных сайтов-клонов популярных интернет-магазинов, поэтому совершать онлайн-покупки в такие дни следует с особой осторожностью.
Дело в том, что в «черную пятницу» перестают работать основные признаки проверки поддельных ресурсов: слишком низкая цена и сильные отличия в оформлении сайта, считает начальник отдела по противодействию мошенничеству компании «Инфосистемы джет» Алексей Сизов.
«В интернете на пользователей обрушивается огромное количество рекламных объявлений и баннеров, призывающих успеть купить последний экземпляр по низкой цене. Разнообразие сулящих выгоду предложений и необходимость принимать решение в сжатые сроки создают ажиотаж, который приводит к снижению общей бдительности», — объясняет эксперт.
В результате мошенникам становится как никогда просто скопировать сайт популярного ресурса, придумать выгодное предложение и похитить деньги у доверчивых жертв.
Для защиты сбережений от мошенников в «черную пятницу» Сизов рекомендует всегда проверять акции на оригинальном сайте магазина и не совершать предоплату в размере полной стоимости покупки. Также стоит помнить, что скидка 90% не может распространяться на сложные товары, например, цифровую технику, в силу их себестоимости, заключил эксперт.