Дефицит на литий скоро закончится
Учитывая спрос со стороны производителей электромобилей, поставщики и правительства неизбежно увеличат объем добычи
Источник: Reuters
В нефтяных кругах ходит тревожная поговорка о том, что «каменный век закончился не из-за нехватки камней». Но вот дефицит лития может положить конец эпохе электромобилей прежде, чем она успеет начаться в полную силу.
Спрос на литий растет, предложение — нет
Литийионные аккумуляторы питают смартфоны, ноутбуки и электромобили. В 2016 году аналитики Citigroup рассуждали о том, как изменится спрос на литий, если в 2020 году продажи аккумуляторных электромобилей достигнут 1 млн. Так получилось, что в 2020 году было продано более 2 млн электромобилей, а в 2021 году — 5 млн, не считая подзаряжаемые гибриды.
Продажи электромобилей
Источник: Bloomberg
Лития было более чем достаточно для удовлетворения этого дополнительного спроса — настолько, что цены начали снижаться в 2018 году и достигли дна только в 2020 году. Но с тех пор многое изменилось. По данным Benchmark Mineral Intelligence, лондонского поставщика данных и рыночной аналитики, карбонат лития, пригодный для использования в аккумуляторах на китайском спотовом рынке стоит более $40 000 за тонну. Всего лишь 18 месяцев назад его продавали за $6000. Цены на долгосрочные контракты выросли не так сильно, но совершенно очевидно, что рынок в глубоком дефиците.
Политические риски тоже растут. После массовых протестов Сербия заблокировала планы Rio Tinto Plc по разработке крупнейшего в Европе литиевого рудника. В Чили недавно избрали нового молодого президента с левыми взглядами, поэтому планы страны по созданию национальной компании по добыче лития теперь тоже под вопросом. Между тем Чили — второй по величине поставщик лития в мире.
Производители скоро подтянутся
Аналитики уже долгие годы твердят о грядущем дефиците лития, и вот теперь их прогнозы сбываются. Есть некоторая ирония в том, что как поклонники нефти, так и сторонники ее явного врага лития предупреждают, что нехватка инвестиций приведет к дефициту и болезненным скачкам цен. Энергетика может и переходит на экологически чистые виды топлива, но рыночные законы остаются прежними.
«Сейчас все затаили дыхание и ждут», — считает Эмили Херш, эксперт по литию, которая в настоящее время возглавляет компанию по разведке и разработке лития Luna Lithium Ltd. Она имеет ввиду предстоящий дефицит. При этом она уверена, что литий, как и любой другой сырьевой актив, движется в циклах.
Фактической нехватки литиевых ресурсов как таковых нет; это все вопрос экономической и политической поддержки развития. На конференции по литию в 2018, году некоторые предсказывали, что южноамериканские производители быстро задействуют свои запасы и затопят рынок. Этот цикл надежды и отчаяния знаком каждому, кто наблюдал, скажем, за рынком нефти на протяжении десятилетий, и он действительно очень важен для инвестиций, но иногда обладает дестабилизирующим эффектом. Это ралли и нарастающая паника нужны, чтобы побудить компании и правительства к действию и избежать перебоев.
Политики тоже
Политические риски тоже играют роль. Вопрос сложный, нельзя все объяснить тем, что в Сантьяго теперь правительство с левыми взглядами. В случае Чили длительные сроки, необходимые для разработки проекта, и лицензии, уже имеющиеся у действующих операторов, позволяют предположить, что даже энергичному новому президенту потребуется время, чтобы оказать большое влияние на предложение. Херш, много лет прожившая в Южной Америке, не советует рассчитывать на обещания чилийских политиков. Эта страна жизненно важна для поставок лития, но в структуре ее экономики литий занимает лишь крошечную часть, в отличие, например, от меди. Таким образом, литий легко становится темой для политических дискуссий и манипуляций.
Тем временем внезапные меры Сербии против Rio следует рассматривать в контексте предстоящих выборов. Производителям сырья приходится защищать свою социальную лицензию на работу, чтобы избежать критики и агрессии. Американские компании, добывающие нефть при помощи технологии гидроразрыва, уже это поняли. Литий может иметь жизненно важное значение для борьбы с изменением климата; но это не дает отрасли права игнорировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Политический риск связан со всеми типами энергии. Достаточно вспомнить историю с европейским газом, где замешаны Россия и Украина. Или Ближний Восток. Десятилетия и триллионы долларов были потрачены на создание и защиту цепочки поставок нефти. Литию и другим важным минералам потребуются собственные решения. Эту проблему нужно решать, но она не нова.
Проблемы электромобилей
Однако у отрасли электромобилей есть одна структурная проблема, которая отличает ее от традиционной автомобильной индустрии. Сто лет назад, когда автомобили обрели популярность, нефтяная промышленность уже была достаточно развита; Standard Oil распалась в 1911 году. Кроме того, производители нефти искали новые рынки сбыта, поскольку появление электрической лампочки убило спрос на керосиновые лампы. Таким образом, автомобили и бензиновые двигатели подружились в тот момент, когда топлив (и основной капитал) уже были в избытке.
Спустя сто лет автомобиль теперь пытается подружиться слитием, но для этого нужно, чтобы разработка электромобилей велась одновременно с добычей минералов и строительством цепочки поставок. Кроме того, Морган Базилиан, директор Института Пейна, отмечает, что цены на литий остаются в значительной степени непрозрачными (в том числе отношении выбросов углерода, с которыми должны бороться электромобили). Это усугубляет и без того колоссальную проблему: перевести мировой парк из более чем миллиарда автомобилей на электрические модели. По оценкам Benchmark Minerals, для достижения целей, поставленных на прошлогодней климатической конференции COP 26 потребуется в 17 раз больше лития, чем было произведено в 2021 году.
Нет никаких сомнений в том, что в следующие десять лет нам потребуется гораздо больше лития. Учитывая явно радужные перспективы по спросу, поставщики и правительства постараются не упустить свою выгоду.
Подготовлено по материалам агентства Bloomberg