Доходы от российской нефти — золотое дно для грузоотправителей и переработчиков
Грузоотправитель получает с российского продавца сырой нефти около 10,5 миллионов долларов за один рейс. Год назад аналогичное путешествие обошлось бы продавцу российской нефти в 0,5-1,0 миллиона долларов
Западные санкции в отношении России значительно сократили государственные доходы от продажи нефти и перенаправили десятки миллиардов долларов судоходным и нефтеперерабатывающим компаниям, некоторые из которых связаны с Россией.
Фото: REUTERS /Амит Дэйв
Большинство выигравших от санкций базируются в Китае, Индии, Греции и Объединенных Арабских Эмиратах, сообщили по меньшей мере 20 торговых и банковских источников. Несколько из них частично принадлежат российским компаниям.
Источники сообщили агентству Рейтер, что ни одна из фирм не нарушает санкции, но они выиграли от мер, разработанных Европейским союзом и Соединенными Штатами для сокращения доходов того, что они называют военной машиной президента России Владимира Путина.
Поскольку конфликт на Украине длится уже год, расчеты показывают, что доходы России снизились, но объем экспорта остается относительно стабильным, несмотря на санкции.
Путин сказал Западу, что санкции вызовут рост цен на энергоносители. Вместо этого международные цены на нефть марки Brent упали до 80 долларов за баррель с почти исторического максимума в 139 долларов в марте 2022 года, через несколько недель после начала СВО.
До начала СВО Москвы на Украине 24 февраля прошлого года нефть марки Brent торговалась на отметке 65-85 долларов за баррель.
После того, как Группа семи (G7) промышленно развитых стран ввела ограничение цен на российскую нефть в декабре, доходы Москвы от экспорта нефти упали на 40% в годовом исчислении в январе, сообщило министерство финансов России.
«Низкая официальная цена на нефть означала, что российский государственный бюджет пострадал в последние недели», — сказал Сергей Вакуленко, нерезидент Фонда Карнеги за международный мир.
Вакуленко был бывшим руководителем отдела стратегии крупнейшей российской энергетической компании «Газпром нефть». Он покинул фирму и Россию через несколько дней после начала СВО.
«Судя по таможенной статистике, часть выгоды получили нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Китае, но основными бенефициарами должны быть грузоотправители нефти, посредники и российские нефтяные компании», — добавил он.
Санкции в отношении России — вероятно, самые жесткие из введенных в отношении отдельного государства — включают прямые запреты на закупки российских энергоносителей Соединенными Штатами и ЕС, а также запреты на доставку российской нефти в любую точку мира, если только она не продается по цене ниже 60 долларов за баррель.
Россия перенаправила большую часть сырой нефти и нефтепродуктов в Азию, предложив покупателям в Китае и Индии большие скидки по сравнению, например, с конкурирующими сортами с Ближнего Востока.
Запрет на судоходство и ограничение цен заставили покупателей насторожиться и вынудили Россию платить за транспортировку сырой нефти, поскольку у нее недостаточно танкеров для перевозки всего своего экспорта.
По состоянию на конец января российские нефтяные компании предлагали скидки на сырую нефть в размере 15-20 долларов за баррель покупателям в Индии и Китае, согласно по меньшей мере 10 трейдерам, участвующим в операциях, и счету, который видел Reuters. Все источники попросили не называть их имен из-за деликатности вопроса.
Кроме того, согласно 10 трейдерам и счету-фактуре, российские продавцы также платили судоходным компаниям по 15-20 долларов за баррель за доставку сырой нефти из России в Китай или Индию.
В результате, по данным Министерства финансов России, российские компании получили в российских портах только 49,48 доллара за баррель Urals, что на 42% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет всего 60% от европейской базовой цены на нефть марки Brent.
Для сравнения, американский экспортер нефти марки Mars — сорта, аналогичного Urals, — заплатил бы около 5-7 долларов за баррель за доставку груза в Индию. Учитывая скидку в 1,6 доллара за баррель по сравнению с американским эталоном WTI, американский экспортер получил бы около 66 долларов за баррель в американском порту, или 90% от базовой цены.
При добыче 10,7 млн баррелей в сутки в 2022 году и экспорте сырой нефти и нефтепродуктов в 7,0 млн баррелей в сутки скидка и дополнительные расходы приведут к падению доходов производителей на десятки миллиардов долларов в 2023 году.
Глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль заявил в воскресенье, что ограничение цен сократило доходы Москвы только за январь на 8 миллиардов долларов.
Однако, поскольку часть недополученных доходов приходится на российские фирмы, точный удар по доходам производителей и государства трудно оценить количественно.
Еще одним осложнением является то, что некоторые российские сорта нефти, включая тихоокеанский сорт ВСТО, также стоят дороже, чем Urals.
Министерства энергетики и финансов России отказались комментировать последствия.
«Безумно хорошая» доставка — золотое дно
По словам экспертов, в том числе Вакуленко и трейдеров российской нефти, снижение доходов совпало с ростом прибыли некоторых посредников.
После десятилетий низких прибылей или убытков отрасли мирового судоходства переживают финансовый бум от транспортировки российской нефти.
В число этих компаний входят российский государственный грузоотправитель «Совкомфлот», возглавляемый союзником Путина Сергеем Франком, и греческие судоходные компании TMS Tankers Management, Stealth Maritime, Kyklades Maritime, Dynacom, Delta Tankers, NGM Energy и New Shipping.
Некоторые греческие и норвежские владельцы танкеров продали свои старые суда по рекордным ценам судоходным фирмам, таким как Fractal Shipping, владельцы которых находятся в Дубае.
Саудовская Аравия и ОАЭ отказались осудить российскую СВО на Украине и расширили сотрудничество с Москвой, несмотря на давление Вашингтона.
Все судоходные компании отказались комментировать какую-либо прибыль, которую они получают от российской нефти.
Счет, с которым ознакомилось агентство Reuters, показал, что грузоотправитель взимал с российского продавца сырой нефти около 10,5 миллионов долларов за один рейс, чтобы доставить танкер Aframax обычного размера с 700 000 баррелей на борту из балтийского порта на индийский нефтеперерабатывающий завод в январе.
Год назад аналогичное путешествие обошлось бы продавцу российской нефти в 0,5-1,0 миллиона долларов в зависимости от тарифов на доставку.
Для грузоотправителя текущие расходы на такой рейс на современном рынке колеблются в пределах 0,5-1,0 миллиона долларов, что означает, что чистая прибыль грузоотправителя от одного рейса может составить 10 миллионов долларов.
Трейдер российской нефти описал танкерный бизнес как «безумно хороший».
В то время как владельцы танкеров взимают рекордно высокие ставки за поставки российской нефти, нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Китае также воспользовались большими скидками.
Импорт российской нефти в Индию за последние недели достиг рекордно высокого уровня — более 1,25 млн баррелей в сутки, что означает, что страна экономит более 500 млн долларов в месяц на своих счетах за нефть, поскольку российская нефть продается со скидкой около 15 долларов за баррель.
Ведущие индийские импортеры — IOC, HPCL, BPCL, Nayara и Reliance — отказались комментировать скидки и прибыль.
Nayara на 49% принадлежит российской государственной нефтяной компании «Роснефть», управляемой давним коллегой Путина Игорем Сечиным, что означает, что часть прибыли косвенно получает и Россия. «Роснефть» отказалась комментировать свою роль в Nayara и то, как она могла бы получить некоторую прибыль.
Китай импортировал более 1,8 млн баррелей российской нефти в сутки в период с апреля 2022 по январь 2023 года, сообщила Эмма Ли, китайский аналитик Vortexa Analytics.
Исходя из предполагаемой скидки в 10 долларов за баррель как на нефть ВСТО, так и на нефть марки Urals с поставкой, это сэкономило китайским переработчикам около 5,5 миллиардов долларов за 10-месячный период, согласно подсчетам Reuters.
Крупнейшими бенефициарами стали независимые нефтеперерабатывающие заводы в восточной провинции Шаньдун. Государственный нефтеперерабатывающий гигант Sinopec Corp также выиграл от более дешевой нефти, а государственные Petrochina, Zhenhua Oil и CNOOC получили прибыль от торговли баррелями, сообщили трейдеры.
Thomson Reuters