Экспорт нефти по морю из России упал до минимума с января
Средние отгрузки за четыре недели упали ниже 3 млн баррелей в сутки
Морские перевозки сырой нефти из России за четыре недели до 30 июля упали до самого низкого уровня с начала января, вскоре после вступления в силу запрета на импорт Европейского Союза и более широкого предела цен на экспорт из страны.
Средние отгрузки за четыре недели упали до 2,98 млн баррелей в день, что является самым низким показателем с 28-дневного периода, закончившегося 8 января, и снизились более чем на 900 000 баррелей в день по сравнению с пиком, наблюдавшимся в середине мая. Выросли более волатильные еженедельные потоки, при этом поставки из Арктики достигли рекордного уровня.
Поскольку зарубежные поставки упали, было переработано больше сырой нефти
на российских нефтеперерабатывающих заводах в июле, при этом несколько заводов завершили капитальный ремонт.
Цифры подтверждают мнение о том, что Москва вместе со своими союзниками по коалиции производителей ОПЕК+ выполняет обещание не допускать поставок на мировой рынок. Первоначально Россия заявила, что сократит добычу нефти в ответ на санкции Запада и ограничения цен на ее нефть, взяв за основу февраль. Но морские потоки продолжали расти, существенно снизившись лишь за последние несколько недель.
Теперь более ограниченная доступность российской нефти наряду с меньшим количеством сырья с Ближнего Востока имеет большое значение для рынка покупателя.
Ценовые скидки для экспорта сырой нефти ВСТО китайским покупателям с поставкой в сентябре стали самыми низкими за несколько месяцев. В целом рост цен и сужающийся дисконт по отношению к международным эталонам также делают российскую нефть менее привлекательной для индийских нефтеперерабатывающих заводов, чьи закупки снижаются второй месяц в июле.
Потепление позволяет России использовать более короткий маршрут вдоль северного побережья в Китай. Не менее четырех танкеров перевозят нефть по Северному морскому пути из портов Арктики и Балтийского моря. Но маловероятно, что слишком много судов из теневого флота стареющих танкеров, используемых для перевозки российской нефти, смогут использовать этот маршрут, который все еще требует помощи ледоколов в некоторых точках.
Морская нефть. Российские морские перевозки сырой нефти. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
Еженедельные данные зависят от расписания танкеров и задержек погрузки, вызванных плохой погодой. Обслуживание портов и трубопроводов также может прерывать экспорт на несколько дней. Средние отгрузки за четыре недели, которые частично сглаживают волатильность недельных показателей, упали на 154 000 баррелей в день. Очень высокие отгрузки, наблюдавшиеся за семь дней до 2 июля, не учитывались в расчетах, хотя этот эффект был частично компенсирован увеличением отгрузок из Усть-Луги на прошлой неделе.
Отгрузки из западных портов. Перевозка сырой нефти через российские порты Балтийского и Черного морей в 2023 году. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg.
Зарубежные поставки российской нефти из портов Балтийского и Черного морей выросли после того, как должно было вступить в силу сокращение добычи, достигнув пика в конце мая. Сокращение, наблюдаемое сейчас, произошло после того, как другой производитель нефти ОПЕК+ Саудовская Аравия продлила собственное одностороннее сокращение добычи. Сокращение экспорта из России было воспринято как осмысленное: министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бин Салман ранее призвал Москву обеспечить большую прозрачность своих нефтяных потоков.
Потоки сырой нефти по направлениям
Поскольку в Европе осталось мало покупателей, влияние снижения потоков ощущается на отгрузках в Азию, которые снова упали за четыре недели до 30 июля до самого низкого уровня с начала января.
В среднем за четыре недели общий объем морского экспорта в азиатские страны, а также объемы судов, не имеющих конечного пункта назначения, упали примерно на 940 000 баррелей в день с пикового значения в середине мая.
Российская морская нефть. Средние отгрузки нефти из России за четыре недели по направлениям. Источник: данные отслеживания судов, проверенные Bloomberg. Все цифры не включают грузы, идентифицированные как казахстанский сорт KEBCO. Это поставки АО «КазТрансойл», следующие транзитом через Россию на экспорт через прибалтийские порты Усть-Луга и Новороссийск.
Казахстанские партии смешиваются с нефтью российского происхождения для создания единого экспортного сорта. После начала СВО России на Украине Казахстан переименовал свои грузы, чтобы отличать их от грузов, отправляемых российскими компаниями. Транзитная нефть специально освобождена от санкций Европейского Союза.
Азия
В среднем за четыре недели поставки азиатским клиентам России, а также поставки на суда, не имеющие конечного пункта назначения, упали до 2,66 млн баррелей в день в период до 30 июля с пересмотренных 2,85 млн баррелей в день за четыре недели до 23 июля. Потоки к азиатским покупателям упали до самого низкого уровня с января как в недельном, так и в среднем за четыре недели.
Большинство грузов на судах без первоначального пункта назначения в конечном итоге оказываются в Индии. Тем не менее, объемы поставок в страну, ставшую крупнейшим покупателем морской нефти из России, снизились по сравнению с недавними максимумами. Добавление объемов «Неизвестная Азия» и «Другие неизвестные» к общему объему для Индии дает цифру в 1,66 млн баррелей в день за четыре недели до 30 июля. Это меньше, чем максимум в 2,2 млн баррелей в день за четыре недели до 21 мая.