Эксперты инвестиций

Экспорт российской нефти сократится, несмотря на «теневой флот» — Vitol

По словам Рассела Харди, после вступления в силу новых санкций поставки снизятся до 1 млн баррелей в сутки

По данным крупнейшего в мире независимого трейдера энергетического рынка, экспорт российской нефти этой зимой сократится на 1 млн баррелей в сутки, даже несмотря на наращивание Россией «теневого флота» танкеров.

Директор Vitol Рассел Харди считает, что, хотя России удалось защититься от последствий ужесточения санкций в отношении морских перевозок нефти, которые вступают в силу с декабря, экспорт все равно может сократится зимой на 500000 баррелей в сутки до 1 млн баррелей в сутки.

«Ожидается, что почти все европейские компании откажутся от бизнеса, который не соответствует требованиям, — заявил Харди Financial Times. — Мы думаем, что [Россия] расширяет решения в сфере логистики, они помогают справиться с проблемой. Но мы не знаем, удалось ли им решить проблему полностью».

С одной стороны, западные страны пытаются ограничить доходы Москвы после эскалации конфликта на Украине, а с другой — они опасаются, что потеря российской нефти может спровоцировать скачок цен, когда страны и так уже столкнулись с инфляцией, вызванной подорожанием энергоносителей.

G7 во главе с США планируют ограничить цены на российскую нефть до того, как запрет ЕС на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, вступит в силу 5 декабря. Это позволило бы компаниям, поставляющим российскую нефть, сохранить доступ к западным рынкам и институтам при условии продажи нефти по ценам ниже рыночных.

Однако Владимир Путин заявил, что Москва не будет продавать нефть, если будет введен потолок цен.

По словам Харди, российским нефтяным компаниям нужно «срочно найти решение», и он ожидает роста числа перемещений нефти с судна на судно и использования других методов для маскировки российского сырья. Крупнейшие супертанкеры не могут получить доступ к балтийским портам России, но Харди прогнозирует, что Россия будет использовать отечественный флот небольших судов для перегрузки нефти на сверхбольшие танкеры (VLCC) вблизи территориальных вод ЕС, что сопряжено с экологическим риском.

Значительная часть экспорта российской нефти сохранилась после начала военных действий, хотя многие европейские покупатели отказались от закупок у Москвы, при этом Индия и Китай увеличили импорт.

Индия и Китай имеют государственный флот VLCC, хотя пока неясно, позволят ли они России использовать суда без доступа к западным рынкам страхования и перестрахования.

Цены будут расти

Ранее Vitol была одним из крупнейших грузоотправителей российской нефти, но теперь она заявляет, что прекратила работу с грузами таких поставщиков, как государственная компания «Роснефть». В 2021 году объем торговли Vitol составлял 7.6 млн баррелей нефти в сутки по всему миру, что позволяло получать представление о часто непрозрачных физических рынках.

Аналитик норвежского банка SEB Бьярне Шилдроп ожидает, что в первом квартале следующего года нефть в среднем будет стоить $115 за баррель — по сравнению с нынешним уровнем в $95 — из-за перебоев с поставками из России, которые на мировом рынке объемом 100 млн баррелей в сутки составляют около 5.5 млн баррелей в сутки по морю и 2.5 млн баррелей в сутки по трубопроводам.

Как отметил Шилдроп, по данным судового брокера BRS, существующий «теневой флот», по оценкам, насчитывает около 270 танкеров, и многие из них используются для транспортировки санкционной нефти из Ирана и Венесуэлы. Трейдеры предполагают, что российские компании стремятся получить старые танкеры, которые должны пойти на слом.

«Будет много конфликтов. Высокая скрытая активность, — заявил Шилдроп. — При этом потоки российской сырой нефти на рынок будут нарушены».

Харди считает, что цены на нефть могут остаться под давлением зимой, несмотря на ожидаемый дефицит поставок из России и ограничение добычи ОПЕК+, чтобы поддержать цены.

Прогнозы Vitol по спросу на нефть в четвертом квартале примерно на 2 млн баррелей в сутки ниже, чем в начале года, что отражает слабый спрос в авиационном секторе, на американском рынке бензина и в Китае.

«Наш долгосрочный прогноз по-прежнему оптимистичен в отношении цен на нефть в течение следующих пяти лет, — добавил Харди. — Тем не менее, сегодня мы столкнулись со слабым спросом и мрачными экономическими перспективами».

Bloomberg

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»