Евразийская система бизнес образования: EURAS (Союза Евразийских Университетов)
Евразийское пространство после крушения однополярной системы, очевидно уже стало местом зарождения новых глобальных центров силы, которые продуцируют культурные, социальные, экономические феномены и философско-мировоззренческие парадигмы. В своей трансформации и в попытке оппонировать североатлантической либеральной традиции, возникает теория нового консерватизма. Которая, без сомнения, дает благодатную почву для создания, в том числе, новой системы экономического образования.
Система евразийского бизнес образования, в первую очередь, опирается на традицию и адаптирует ее к современным реалиям и инновациям. Этот процесс ускоряется прежде всего потребностью экономически активно развивающегося макрорегиона, а также «девальвацией» MBA программ. В тоже время, являясь продуктом «глобалистского проекта», и в какой-то степени отражая американскую образовательную и бизнес традицию, в современных геополитических и геоэкономических реалиях, в достаточной мере себя исчерпала.
Новая консервативная идеология, становиться в значительной степени определяющим и титульным трендом евразийского бизнес образования. Локомотивом таких образовательных изменений, бесспорно, являются, прежде всего, мощные региональные лидеры, как Азербайджан, Турция, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Китай, Пакистан, Индия и, конечно же, Белоруссия и Россия. Это страны с ярко выраженной консервативной и неоконсервативной идеологией, что в свою очередь, нам говорит о ренессансе традиции, однако традиции не в классическом ее понимании, а в сочетании с современными инновациями и потребностями мировой экономики, в целом, и евразийского пространства, в частности. Интеграционные процессы в рамках этого пространства, дают широкую почву для развития социально-экономических связей, и обостряют нехватку в специалистах в сфере экономики и бизнеса, которые способны были бы стать локомотивом данного процесса. С новой силой и остротой возникает, также, вопрос о системе подготовки таких специалистов.
По нашему мнению, в данной ситуации следует учесть опыт запада, но в тоже время максимально его адаптировать к традициям и местной специфике. В этом и есть глубинная и определяющая особенность “неоконсеративного переворота” в образовании. К этому подталкивают и экономические и геополитические изменения, которые происходят в мире, в целом, и в регионе, в частности.
Экономическая интеграция, является устойчивой и активно развивающейся тенденцией последних десятилетий. Крупные транспортные, логистические, инновационно-технологические проекты дают весомый и определяющий импульс развитию образовательной среды в сторону создания международных стандартов бизнес образования в регионе Евразия. Такая постановка вопроса, дает широкое поле для развития традиционных систем образования и продуцирования специалистов, которые будут глубоко погружены в проблематику стран региона. Способны быть эффективными менеджерами и управленцами. Не просто эффективно управлять процессами, но и активно создавать новые цепочки и бизнес проекты. В конечном итоге быть востребованными на рынке, и способными создавать спрос на свои услуги.
Опыт последних лет показал, что сотрудничество в рамках Союза Европейских Университетов (далее – EURAS) в сфере создания Евразийской платформы бизнес образования, является, достаточно полезным и важным элементом развития евразийского образовательного пространства, особенно в сфере бизнес образования.
Подытоживая все вышесказанное, евразийское пространство, являясь колыбелью значительной части всех известных человечеству цивилизаций и объединяя две трети населения мира и значительный экономический потенциал, предоставляет уникальные возможности для развития образования и академического обмена. Основанная, как международная образовательная платформа для региональных университетов, EURAS в своем развитии вышла далеко за рамки механизма объединяющего высшие учебные заведения с различными национальными, культурными и геоэкономическими особенностями, которые, в свою очередь, ищут возможности диалога и расширения своих возможностей путем обмена наиболее успешными образовательными практиками. Концепция ЕURAS ставит своей целью расширить границы диалога и поле возможностей в сфере бизнес образования для наибольшего количества абитуриентов и студентов, а также научных и научно-педагогических кадров. Для выполнения данной цели EURAS ищет возможности улучшения взаимодействия между университетами в развитых регионах и в университетах, находящихся в зонах роста евразийского экономического и образовательного пространство.
Целями создания данного проекта является:
- Объединение проектов ЕС, ООН, ШОС, ЕЭП и агентствами национальных профильных министерств и неправительственных программ;
- Объединение усилий по развитию исследований стратегического развития единого евразийского образовательного пространства;
- Создание информационно-аналитического «Бюллетень ЕURAS»;
- Внедрение программ обмена студентов, научно-педагогических и административных кадров среди учебных заведений стран-учвстниц;
- Организация, содержательное наполнение и проведение конференций, круглых столов, семинаров и встреч;
- Вместе с партнерами проведение летних школ и стажировок;
- Создание единой экспертной базы по проблемам евразийского образовательной пространства и бизнес образования;
- Развитие и продвижение программ двойного диплома и курсов повышения квалификации EURAS;
- Создание фондов грантовой и поощрительной деятельности для студентов, научно-педагогических кадров и друзей, и активных региональных представителей EURAS.
Таким образом, Евразийская платформа бизнес образования является закономерным развитием бизнес образования в России, являясь системой аккумулирования интеграционных процессов в этой сфере. Создание единых стандартов и форм обучения, по нашему мнению, является одной из важнейших задач Союза Евразийских Университетов, в частности и государственной политики РФ, в целом. Что в свою очередь, отвечает интересам всех участников этого процесса, повышает конкурентные преимущества учебных заведений и их выпускников, предполагает повышение конкурентоспособности и востребованности на рынке образовательных услуг евразийского экономического макрорегиона.
Вербовский Вадим Владимирович, кандидат исторических наук, директора Научно-исследовательского центра “Глобальной и региональной безопасности»