Фрахт Афрамакс для перевозки нефти из России в Китай вырос до 7 млн долларов
Из-за санкций возник дефицит танкеров, что привело к росту фрахта до исторических максимумов.
Фото из открытых источников.
Новые санкции против российских компаний, в результате которых более 180 судов были занесены в черный список, привели к резкому росту спроса, в результате чего фрахтовые ставки танкеров типа «Афрамакс» на маршруте Козьмино-Китай грузоподъемностью 100 000 тонн достигли исторического максимума в 7 миллионов долларов 21 января, свидетельствуют данные S&P Global Commodity Insights.
Это означает ошеломляющий рост на 324,2%, или почти в четыре раза, по сравнению с 1,65 млн долларов США 2 января.
С 2018 года до конца 2021 года средняя стоимость перевозки по указанному маршруту составляла 560 000 долларов США. Однако в середине апреля 2022 года ставки фрахта превысили 1 миллион долларов США и с тех пор не опускались ниже этого уровня.
Устойчивый рост во многом объясняется резким снижением доступности судов, поскольку более строгие санкции, введенные ЕС и Великобританией в отношении России, отпугнули многие суда от захода в Козьмино.
Теперь и порты Шаньдуна запретили заход танкеров, подпадающих под санкции США, что еще больше усугубило дефицит судов. В результате поставки Aframax — основного типа судов для транспортировки сырой нефти ESPO — были существенно нарушены, что вынудило фрахтователей платить премию, чтобы обеспечить несанкционированные поставки, сообщают источники S&P Global.
Данные S&P Global показали, что в период с июня по декабрь 2024 года 71 судно загружало на борт нефть марки ВСТО в Козьмино. Из них 56 были включены в список судов, подпадающих под санкции OFAC, то есть только 16 судов не подпадали под санкции и сохранили возможность перевозки по маршруту Козьмино-Китай.
Это ограничило 79% доступного тоннажа, усугубив дефицит поставок и подтолкнув фрахтовые ставки к беспрецедентному уровню, который по текущему курсу составляет $70/т для доставки сырой нефти ESPO в порты Северного Китая. По данным источников на рынке танкеров, эквивалент тайм-чартера или прибыль, полученная владельцами по ставке $7 млн на маршруте Козьмино-Китай грузоподъемностью 100 000 мт, в настоящее время составляет колоссальные $500 000/день.
По данным CAS, ежемесячное количество отправлений из Козьмино колебалось во второй половине 2024 года, достигнув пика в 30 отправлений в августе, а затем снизившись до 24 отправлений в декабре.
По данным источников на рынке, ограниченная доступность судов усилила конкуренцию между фрахтователями, что привело к дальнейшему росту ставок фрахта.
«Ставки на фрахт выросли более чем в 3–4 раза, поскольку количество доступных судов сократилось в 3–4 раза», — сообщил брокер.
По словам источников, пока неясно, продолжится ли рост стоимости грузоперевозок, поскольку президентство Дональда Трампа и утилизация некоторых судов могут изменить ситуацию на рынке.
Цена ВСТО
Резкий рост фрахтовых ставок привел к тому, что разница в ценах FOB на российскую нефть марки ESPO Blend, отгружаемую из Козьмино, достигла самого низкого уровня за последние два года.
Platts 21 января оценил нефть ESPO Blend с дисконтом в 11,50 долл. США за баррель к ценам на сырую нефть Platts Dubai, FOB. Минимальное значение в последний раз было превышено 2 сентября 2022 года, когда дисконт составлял 12 долл. США за баррель к ценам на нефть Platts Dubai, FOB.