Госдума отказалась прописывать в бюджете предельный рост тарифов монополий
Госдума отклонила в первом чтении законопроект, которым предлагалось ограничить в бюджете рост тарифов естественных монополий прогнозным уровнем инфляции.
Документ был внесен в нижнюю палату парламента группой депутатов от «Справедливой России» еще в декабре 2020 года. Он предусматривал, что предельный уровень роста тарифов естественных монополий должен утверждаться в составе основных характеристик федерального бюджета. Причем этот уровень не должен превышать прогнозный уровень инфляции, положенный в основу этих основных характеристик.
Действующий же порядок, при котором уровень роста соответствующих тарифов определяет Федеральная антимонопольная служба, представляется эсерам необоснованным. «Завышенные тарифы естественных монополий препятствуют инвестициям и убивают промышленность, а монополизированные отрасли вследствие постоянной государственной поддержки, наличия неэффективного менеджмента и раздутых структур, выполняют свои задачи декларативно и год от года завышают тарифы в разы», — пишут авторы в пояснительной записке.
Однако против законопроекта выступили комитеты Госдумы по бюджету и налогам и по энергетике, а также правительство и Счетная палата РФ. Кабмин обращал внимание, что предлагаемые изменения «могут повлечь существенные дополнительные расходы федерального бюджета», поскольку именно из него региональным и местным бюджетам компенсируются недополученные доходы, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности.
А Счетная палата отмечала, что эти изменения «не соответствуют предмету правового регулирования» Бюджетного кодекса, в которых их предлагалось внести. Бюджетный же комитет, помимо этого, считает, что «утверждение в законе о бюджете отдельных показателей, уже учтенных в прогнозе социально-экономического развития, экономически необоснованно».
В свою очередь, комитет по энергетике полагает, что установление в законе о бюджете конкретных показателей роста тарифов естественных монополий «не соответствует сложившейся системе нормативно-правового регулирования в сфере тарифообразования и не учитывает особенности такого регулирования в различных отраслях экономики».