Государственные заимствования достигнут рекордных 12,3 трлн долларов
S&P прогнозирует, что рост выпуска облигаций приведет к увеличению объема долгосрочного долга до $76,9 трлн.
В этом году ожидается, что объём государственных заимствований в мире достигнет рекордных 12,3 триллионов долларов США. Это связано с увеличением расходов на оборону и другие нужды крупнейших экономик, а также с ростом процентных ставок.
По оценкам S&P Global Ratings, выпуск суверенных облигаций в 138 странах вырастет на 3%, что приведёт к увеличению общего объёма долга до 76,9 триллионов долларов. Это связано с последствиями мирового финансового кризиса, пандемией коронавируса и необходимостью увеличения расходов на оборону в Европе.
Крупные экономики сосредотачиваются на фискальной политике, чтобы справиться с продолжающимися кризисами. В результате мы получаем более обременённую суверенными долгами картину, — говорит Роберто Сифон-Аревало, глобальный руководитель отдела суверенных долгов в S&P.
Он отмечает, что ситуация ухудшилась из-за роста расходов на обслуживание долга, так как доходность облигаций существенно выросла после завершения программ центральных банков по их покупке.
Заимствование средств для финансирования более высоких расходов было приемлемым и устойчивым, пока существовали расходы по займам, которые были до пандемии. Теперь это представляет собой гораздо большую проблему, — говорит Сифон-Аревало.
Глобальные заимствования продолжают расти после скачка временCOVID. Валовые долгосрочные коммерческие заимствования стран (трлн долл. США). Прогноз. Цифра 2025 года — это прогноз; цифра 2024 года — последняя оценка. Источник: S&P
Ухудшение государственных финансов вызывает растущую обеспокоенность у крупных инвесторов. В декабре гигант облигаций Pimco предупредил, что планирует сократить свою зависимость от долгосрочного долга США отчасти из-за «вопросов устойчивости долга». Инвестор-миллиардер Рэй Далио предупредил, что Великобритания рискует войти в «спираль смерти долга», когда ей придётся занимать всё больше и больше в самореализующейся распродаже облигаций.
В США, крупнейшем заёмщике в мире, «большой бюджетный дефицит, высокие процентные расходы и существенные требования к рефинансированию долга» приведут к увеличению долгосрочной эмиссии до 4,9 триллионов долларов, сообщает S&P. Эти данные не включают краткосрочные казначейские векселя и другие формы государственных заимствований, такие как долг местных органов власти.
Агентство ожидает, что дефицит бюджета американского правительства к 2026 году останется выше 6% ВВП. Однако статус доллара как фактической мировой резервной валюты по-прежнему будет обеспечивать США «значительную гибкость» в государственных финансах.
Китай, второй по величине заёмщик в мире, увеличит свою долгосрочную эмиссию на сумму, эквивалентную более чем 370 миллиардам долларов, до 2,1 триллиона долларов. Это связано с тем, что он тратит большие средства на попытки оживить свою внутреннюю экономику.
За пределами стран G7 и Китая заимствования в остальном мире, как ожидается, останутся в целом на прежнем уровне.
В целом, по данным S&P, объём долга достигнет 70,2% мирового ВВП. Этот показатель неуклонно растёт с 2022 года, но ниже 73,8%, достигнутых в 2020 году, когда правительства отреагировали на пандемию огромными программами расходов.
S&P также отмечает существенное ухудшение качества кредитов после мирового финансового кризиса для ряда крупных экономик. Доля долга, приходящаяся на заёмщиков с наивысшим рейтингом AAA, сократилась, поскольку такие страны, как США и Великобритания, выпали из верхней группы.
Недавний рост предложения государственного долга в сочетании с беспокойством инвесторов относительно экономических перспектив привёл к «более резкой доходности и возобновлению беспокойства инвесторов относительно слабых фискальных позиций во многих странах с развитой экономикой», — сообщает S&P.
Сифон-Аревало говорит, что инвесторы испытывают аппетит к поглощению выпуска долга, поскольку активы фондов облигаций под управлением выросли. Однако стоимость обслуживания растущего долгового бремени повлияет на другие амбиции правительств, такие как расходы на инфраструктуру. Это подпитывает «изменения в политических цветах» по всему миру.
«Рост более консервативных в фискальном отношении политических движений неразрывно связан с тем фактом, что мы наблюдаем этот колоссальный рост бюджетного дефицита и задолженности», — говорит он.