Источники: «агрокомплекс Ткачева» хочет купить заводы мороженого Unilever
Агрохолдинг экс-министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева ведет переговоры о покупке российских заводов мороженого британской Unilever, сообщили РИА Новости два источника на рынке. По словам одного из них, активы оцениваются примерно в 500 миллионов долларов, но в текущей рыночной ситуации они могут обойтись покупателю дешевле.
Unilever в России принадлежат производства косметики, бытовой химии и чая в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Тульской области, а также заводы мороженого «Инмарко» в Тульской области и Омске — последние британская компания приобрела в 2008 году. На заводах «Инмарко» компания выпускает мороженое брендов «Магнат», «Золотой стандарт», Cornetto и других.
В начале марта Unilever заявила о приостановке экспорта своей продукции в Россию и импорта из нее, а также о прекращении инвестиций в страну и расходов на СМИ и рекламу. При этом в отчете компания уточнила, что продолжит обеспечивать местное население основными товарами. Отраслевые источники говорят о возможном полном уходе компании из России, но в самой Unilever это отрицают.
ЦЕНА ВОПРОСА
Об интересе «Агрокомплекса имени Ткачева» к российским активам Unilever знает источник, близкий к руководству «Инмарко». Это подтверждает и еще один участник рынка мороженого в России. РИА Новости направило запрос в «Агрокомплекс Ткачева», но ответа пока не получило.
По словам источника в «Инмарко», стороны уже ведут переговоры. Стоимость активов он предварительно оценивает в 500 миллионов долларов.
«Unilever купила «Инмарко» в 2008 году примерно за 220 миллионов долларов, затем еще около 100 миллионов компания вложила в производство и еще около 100 миллионов — в рекламу и транспорт. Грубо говоря, эти активы стоят около полумиллиарда долларов, и это только затраты компании», — говорит источник.
Однако, по его словам, вряд ли покупатель заплатит эту сумму. «Я думаю, власти смогут «надавить» на Unilever, что они уходят из страны в сложное время, и продавить меньшую сумму сделки. Я думаю, что покупатель заплатит меньше», — сказал источник.
Младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова отмечает, что в текущих условиях для иностранных компаний российские активы «токсичны», и это дает покупателям преимущества в переговорном процессе. «Отчетность компании не публична, поэтому оценить справедливую стоимость сделки затруднительно», — отметила она.
ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ
Среди других заинтересованных в активах Unilever источник в «Инмарко» называет компании «Ренна» (бренд «Коровка из Кореновки»), «Чистая линия» и «Айсберри». В то же время один из участников рынка в разговоре с агентством усомнился, что «Ренна» и «Чистая линия» действительно интересуются покупкой, так как они занимают другую нишу – пломбира.
Источник в «Инмарко» добавляет, что интерес именно Ткачева к покупке косвенно подтверждает недавний аудит шведской Tetra Pak на заводе Unilever в Тульской области. «На заводе все оборудование датской компании Gram — это номер два на рынке после Tetra Pak, однако аудит был именно от Tetra Pak. Это странно, если не знать, что на российском рынке самые крепкие связи у Tetra Pak именно с «Агрокомплексом» — они строили их завод сыров, единственный такой в России», — пояснил собеседник агентства.
Сейчас лидер российского рынка мороженого — «Ренна»: по данным Nielsen на май 2022 года, она занимает 16,8% рынка в деньгах. Далее следуют «Чистая линия» (13,8%); британская Froneri, владеющая брендами KitKat, «48 копеек», Extreme, Maxibon и другими (11,9%); и Unilever (9,2%). Замыкает пятерку лидеров «Айсберри» (8%). Весь рынок мороженого в РФ Nielsen в 2021 году оценивал почти в 3 миллиарда долларов.
«Агрокомплекс имени Ткачева» занимает второе место в России по производству молока и риса, четвертое по мясу и пятое по сахару, однако по выпуску мороженого не входит даже в десятку лидеров.
Юрова отмечает, что сделка с Unilever позволила бы «Агрокомплексу» резко увеличить долю на этом рынке. «Компания развивает проект в этом сегменте всего два года, однако заявляла о планах занять лидирующие позиции на рынке. Среди преимуществ бизнеса «Инмарко» для «Агрокомплекса» также реализация потенциала вертикальной интеграции за счет синергии с молочным бизнесом», — говорит она.
ЧТО БУДЕТ С РЫНКОМ
Старший директор — руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Екатерина Можарова отмечает, что кто бы ни купил российский бизнес Unilever, успех предприятия при новом собственнике будет зависеть в том числе от договоренностей по использованию брендов «Магнат» и Cornetto, которые Unilever использует и в других странах.
Председатель совета директоров компании «Шин Лайн» (лидер рынка мороженого в Казахстане) Дмитрий Докин, комментируя РИА Новости возможность ухода Unilever из России, сказал, что это, как и уход других международных корпораций, не приведет к большим изменениям на российском рынке мороженого: у локальных лидеров есть достаточный запас производственных мощностей.
«Но в краткосрочной перспективе им трудно будет оперативно разворачивать свои производственные мощности. Если говорить об изменениях на рынке, ожидается проблема с поставками оборудования, запасных частей двойного назначения (а даже элементарные подшипники являются таковыми), упаковки и многих типов сырья (растительные жиры, какао-порошок и много другого)», — добавил он.
Вместе с тем в Unilever агентству опровергли планы ухода с российского рынка. «Мы подтверждаем, что на сегодняшний день у нас нет намерений уходить из России. Все наши предприятия в стране продолжают работать и выпускать продукцию для россиян», — заявили в пресс-службе компании.