Железная дорога «свободы» — Китай соперничает с США в Африке
Проект «Тазара» демонстрирует более экономный подход Пекина к развитию за рубежом в то время, когда западная помощь, похоже, сокращается
Чанда Мукололо, которая до сих пор вспоминает славные дни «железной дороги свободы» в Африке, с теплотой говорит о своей работе на железной дороге, построенной Китаем.
Это было единственное надёжное средство передвижения в то время, и все им пользовались.
Чанда, жизнерадостный 55-летний мужчина, сейчас работающий начальником станции в Капири-Мпоши, говорит, что железная дорога Тазара соединяла богатую медью Замбию с Танзанией на восточном побережье Африки.
Но десятилетия недофинансирования и бесхозяйственности привели к тому, что сегодня железная дорога работает лишь на малую толику мощности.
Чанда вспоминает, как работал бок о бок с китайскими коллегами. Всё шло гладко, и им всегда вовремя платили.
Она хотела бы, чтобы китайцы вернулись.
Чанда не единственная, кто вспоминает о железной дороге с теплотой. Замбия, долгое время служившая примером для подражания в стремлении Пекина расширить своё влияние в Африке, и Танзания ведут переговоры с консорциумом во главе с государственной Китайской корпорацией гражданского строительства о концессии на 1 млрд долларов для восстановления и эксплуатации знаменитой железной дороги.
Это позволит возродить стратегический экспортный маршрут в Пекин.
Железная дорога является примером обновлённого, более бережливого подхода к развитию Китая за рубежом. Этот подход появился как раз тогда, когда президент США Дональд Трамп расправился с USAID, а сокращение бюджета Великобритании ставит под сомнение западные подходы к оказанию иностранной помощи.
Китай уже давно пошёл по другому пути, нежели западные страны. Он уделяет меньше внимания гуманитарной помощи и больше — финансированию крупных инфраструктурных проектов, которые, по словам многих африканских лидеров, необходимы для вывода их стран из нищеты.
Проект Tazara демонстрирует попытку китайских государственных компаний привлечь больше инвестиций в акционерный капитал после того, как инициатива «Один пояс, один путь» Пекина была омрачена дефолтами в странах-заёмщиках, включая Замбию.
Фредерик Мутеса, генеральный секретарь Ассоциации дружбы между Замбией и Китаем, говорит, что «есть ощущение, что западной модели развития, которая представляет собой скорее помощь, чем партнёрство, нет альтернативы».
Он говорит о Китае: «Возможность увидеть страну, которая выбрала другой путь развития, очень вдохновляет».
Если это удастся, то может иметь далеко идущие последствия для усиливающейся конкуренции за влияние на континенте, где находятся богатые залежи меди и других важнейших минералов, необходимых для глобального энергетического перехода.
В настоящее время реализуется конкурирующий проект, поддерживаемый США, по модернизации коридора Лобиту колониальной эпохи и транспортировке ресурсов Замбии на запад через Анголу.
Проект был согласован при бывшем президенте Джо Байдене через Международную корпорацию финансирования развития США. Вашингтон предоставляет железной дороге кредит в размере 553 млн долларов в рамках модели, которая привлекла частных инвесторов, таких как Trafigura и Mota-Engil.
Эта модель является ответом США на государственную политику банков Китая. Она была создана при Трампе во время его первого президентского срока.
Отказ Трампа от иностранной помощи США теперь создаёт неопределённость и для Лобейто. Эксперты говорят, что такого рода коммерческие и стратегические проекты могут стать характерной чертой будущего взаимодействия Вашингтона с континентом.
Президентство Трампа «сигнализирует о полном изменении того, как США воспринимают свои интересы в Африке», — говорит Питер Дойл, бывший высокопоставленный чиновник МВФ, ныне работающий в Национальном институте экономических и социальных исследований.
«Тот, кто думает, что США откажутся от своих интересов в Африке и передадут их Китаю, просто не знает, что такое Вашингтон», — сказал он.
Строительство железной дороги Тазара началось в 1970 году. Её проект был разработан для того, чтобы обеспечить доступ богатой медью Замбии к международным рынкам после того, как соседняя Родезия (ныне Зимбабве), находившаяся под контролем белых, закрыла свои границы в знак протеста против обретения независимости от Великобритании.
Во времена правления Мао Цзэдуна Пекин выделил 1 миллиард юаней в виде беспроцентных кредитов на строительство Тазары, и тысячи китайских рабочих трудились вместе с местными жителями. В период расцвета дорога перевозила более миллиона тонн меди, потребительских товаров и пассажиров ежегодно.
«Тазара и по сей день остаётся крупнейшим китайским проектом по оказанию помощи в Африке, — сказал Тим Зайонц, преподаватель Фрайбургского университета. — Он продолжает оставаться символом китайско-африканской дружбы, о которой часто говорят многие официальные лица с обеих сторон».
Благодаря инициативе «Один пояс, один путь» Китай стал предоставлять более масштабную помощь. С 2013 года Пекин выделил 1 триллион долларов на реализацию проектов, которые теперь финансируются не только государством, но и частным сектором.
Однако пик китайского кредитования на континенте пришёлся на 2016 год, когда Пекин отказался от крупных государственных проектов в пользу долевого участия в проектах, которыми он затем управляет. Среди недавних примеров — государственная компания China Harbor Engineering, получившая небольшую долю в нигерийском порту Лекки, и концессия China Road and Bridge Corporation на строительство скоростной автомагистрали Найроби в Кении на срок в три десятилетия.
«Маленький и красивый» — таков официальный девиз BRI.
Теперь такие проекты, как Тазара, обычно финансируются за счёт небольших кредитов в рамках государственно-частного партнёрства, а не через политические банки, а затем реализуются в виде концессий.
«Китай готов… реализовать 1000 «маленьких и красивых» проектов по обеспечению средств к существованию», — заявил председатель КНР Си Цзиньпин на Форуме по китайско-африканскому сотрудничеству в Пекине в сентябре, когда он подписал меморандум о взаимопонимании с Замбией и Танзанией по модернизации Тазары.
Официальные лица в Замбии и Вашингтоне сообщили Financial Times, что сделка может быть заключена уже в этом месяце. Министерства иностранных дел и торговли Китая не дали комментариев.
Влияние Пекина заметно в провинции Коппербелт в Замбии, которая является горнодобывающим сердцем страны.
Китайские подрядчики расширяют шоссе, уже построив местные гидроэлектростанции и футбольный стадион. Между рекламными щитами местных пятидесятнических церквей и закусочных на китайском языке рекламируются супермаркеты, автомастерские, отели и магазины тяжёлой техники.
В супермаркете Lying Dragon, где полки были полностью заставлены китайскими импортными товарами, китайский управляющий магазином сказал, что бизнес процветает.
Хотя эксперты не ожидают, что Китай заполнит пробел в гуманитарном финансировании, образовавшийся из-за США и других стран, он может расширить своё «мягкое влияние» другими способами, по мнению Кобуса ван Стадена, главного редактора China-Africa Project.
Китай может реализовывать больше инициатив, таких как «образцовые фермы», в рамках которых университеты Китая и Африки сотрудничают в разработке устойчивых к изменениям климата семян.
По мнению ван Стадена, эти проекты не являются полностью коммерческими, но и не представляют собой традиционную помощь в привычном понимании, где помощь — это разновидность благотворительности.
С другой стороны, некоторые эксперты предполагают, что помощь США в целях развития может начать больше напоминать помощь Китая.
Во время своего первого президентского срока Трамп создал DFC для инвестирования в развивающиеся рынки, конкурируя с Китаем в сфере строительства на глобальном Юге.
По информации от людей, знакомых с финансированием, DFC продолжает участвовать в проекте «Лобито» и должна выплатить часть своего кредита в этом месяце.
Однако даже новая администрация ставит под сомнение форму и цели DFC, включая вопрос о том, следует ли ей сосредоточиться на более крупных экономиках и занять более жёсткую позицию в отношении стран, которые продолжают сотрудничать с Китаем.
Бен Блэк, назначенный Трампом на должность главы агентства и сын крупного инвестора в сфере прямых инвестиций Леона Блэка, в январе написал в блоге, что DFC следует прекратить «потакать интересам заинтересованных групп» и инвестировать в Гренландию — территорию, которую Трамп хочет аннексировать у Дании.
Блэк спросил у своего соавтора, венчурного инвестора Джо Лонсдейла, почему США отправили помощь в Уганду, в то время как эта восточноафриканская страна привлекала китайские инвестиции: «Почему американские налогоплательщики финансируют основу для экономического доминирования Китая?»
Министр горнодобывающей промышленности Замбии Пол Кабусве был невозмутим и заявил, что страна, которая стремится достичь ежегодного объёма добычи в 1 млн тонн и обогнать Демократическую Республику Конго в качестве крупнейшего производителя меди на континенте, не чувствует необходимости выбирать сторону.
Китай инвестирует до 5 млрд долларов в новый фонд по добыче меди и кобальта, который поможет увеличить производство, в то время как министерство также поддерживает инвестиции в «новый Медный пояс», где преобладают западные операторы.
«То, что происходит в геополитической сфере, принесёт свои потрясения, но это не повлияет на то, что мы делаем, — сказал он. — Мы по-прежнему будем придерживаться своего курса».
Однако жизнь на шахтах может быть тяжёлой. Бранхам Читалу, рабочий принадлежащего китайцам медного рудника в столице Коппербелта Китве, сказал, что китайские шахты, в частности, непопулярны. «Все пытаются уехать», — сказал он. «По сравнению с другими шахтами, здесь платят сущие гроши».
Однако многих замбийцев меньше волнует, кто финансирует проекты, чем их реализация.
В один из недавних будних дней дедушка Уилсон Мубанга сидел на выцветшей станции Тазара в Капири-Мпоши и ждал, когда его поезд, который должен был отправиться час назад, заправится топливом. По опыту прошлых поездок он знал, что дорога до Лучеве, где жила его семья, займёт вдвое больше запланированных 12 часов.
«Это очень раздражает, — сказал он. — Мы будем рады любому, кто сможет это исправить».