Как Япония решит проблему страхования судов для импорта российского СПГ
Япония, крупнейший в мире импортер сжиженного природного газа (СПГ), столкнулась с очередной проблемой при обеспечении критических поставок газа из России после того, как западные перестраховочные компании заявили, что с 1 января они прекратят страховать суда от военных и морских рисков в российских водах
Япония, поддержавшая жесткие санкции против Москвы после начала конфликта на Украине, введенные другими странам G7, сокращает зависимость от российской нефти и угля, но продолжает покупать российский СПГ на фоне роста цен на дефицитном мировом рынке, учитывая рост импорта в Европу.
Пострадавшие компании
На прошлой неделе японские компании Tokio Marine & Nichido Fire Insurance, Sompo Japan Insurance и Mitsui Sumitomo Insurance сообщили судовладельцам, что с 1 января они прекратят страховать ущерб, причиненный судну из-за военных действий в российских водах, поскольку перестраховочные компании отзывают страховое покрытие.
Согласно отраслевым источникам, без страхования военных рисков таким грузоотправителям, как Mitsui OSK Lines (9104.T) и Nippon Yusen (9101.T), возможно, придется прекратить операции в российских водах, включая погрузку СПГ с комплекса «Сахалин-2» на Дальнем Востоке. Япония получает 9% импортируемого СПГ с Сахалина-2, принадлежащего Газпрому (GAZP. MM) и японским торговым домам.
Отмена поставок с Сахалина-2 может привести к тому, что японским энергетическим и газовым компаниям, таким как JERA и Tokyo Gas Co Ltd (9531.T), придется искать альтернативы.
Страна уже неоднократно сталкивалась с проблемами при поставках газа после начала конфликта между Россией и Украиной в феврале. Япония убедила партнеров по G7 сделать для нее послабления, чтобы она могла продолжать импорт российского СПГ. После того как в июне российское правительство установило контроль над Сахалином-2, японские торговые дома остались акционерами нового российского оператора.
Чтобы избежать перебоев с поставками, три японских страховщика ведут переговоры с различными перестраховочными компаниями о сохранении покрытия военных рисков.
В совместном письме Агентство финансовых услуг и Агентство природных ресурсов и энергетики Японии также попросили страховщиков взять на себя дополнительные риски, чтобы по-прежнему предоставлять страхование от военных и морских рисков грузоотправителям, перевозящим СПГ с Сахалина-2.
«Сейчас основной приоритет — обеспечить страхование военных рисков во время морских перевозок», — заявил высокопоставленный чиновник Министерства промышленности.
Пока неясно, смогут ли страховщики обеспечить достаточное перестрахование, особенно в период, когда у многих западных коллег выходные.
Альтернативные варианты
Судовладельцы могут продолжать операции без покрытия военных рисков, поскольку короткие рейсы между Сахалином и Японией занимают всего несколько дней, а экспортный хаб СПГ расположен далеко от военных действий между Россией и Украиной.
Однако существует риск конфискации танкеров в России по непредвиденной причине. Каждый танкер со сжиженным газом стоит от 20 до 30 млрд иен (от $150 млн до $220 млн).
Другим сторонам, таким как правительство и японские коммунальные предприятия, которые покупают сахалинское топливо, возможно, придется разделить риски, сообщили в отрасли, хотя источники в правительстве и среди покупателей заявили, что они пока не рассматривают такой шаг.
«Страховщики и судоходные компании пытаются решить проблемы, и мы внимательно следим за ситуацией», — отметил источник в коммунальном предприятии.
Еще один вариант — использовать гарантию суверенных обязательств, подобную той, которая покрывала поставки иранской нефти в Японию в 2012 году, после того как западные страховщики сократили покрытие из-за санкций в отношении Ирана.
По словам представителя министерства, законодательство, которое разрешало такую гарантию, касалось только импорта иранской нефти, поэтому для гарантий поставок из России потребуется новый закон.
Риски для поставок газа и энергии в Японию
Время идет, но непосредственный риск нехватки топлива и электроэнергии кажется незначительным, даже если некоторые поставки СПГ будут задержаны в начале следующего месяца, сообщил другой источник в энергетической компании. Это связано с тем, что запасы, накопленные в преддверии пикового сезона спроса в зимний период, больше, чем обычно.
По данным Министерства промышленности, 25 декабря запасы СПГ на крупнейших энергетических предприятиях Японии составили 2.41 млн тонн, что выше среднего показателя за пять лет на уровне 1.84 млн тонн за аналогичный период.
Кроме того, Япония создала новый механизм, позволяющий Министерству промышленности перенаправлять поставки СПГ в случае чрезвычайной ситуации, чтобы газовые и энергетические компании не испытывали дефицита.
Если поставки с Сахалина-2 будут остановлены, покупатели могут воспользоваться пунктом о корректировке поставок в сторону увеличения, который обычно содержится в долгосрочных контрактах, что позволяет им запрашивать дополнительные объемы в размере 5-10% у других поставщиков.
Источник в газоснабжающей организации заявил, что его компания также могла бы получить альтернативные поставки со спотового рынка, если бы согласилась на более высокую цену.
По данным Японской организации по обеспечению безопасности поставок металлов и энергоресурсов, в ноябре японские покупатели платили за российский СПГ $15.78 за миллион британских тепловых единиц (млн БТЕ), что ниже средней стоимости импорта СПГ на уровне $17.86 и средней цены спотовых грузов для доставки в Японию в $18.40.
Средняя стоимость СПГ с поставкой феврале в Северо-Восточную Азию составляет около $31 за млн БТЕ. Япония использует СПГ для выработки 39% электроэнергии в стране.
Bloomberg