Зарубежные страныНовая энергетикаПромышленностьТранспорт

Как Илон Маск ошеломил Нарендру Моди

Глава Tesla отдавал предпочтение переговорам в Китае, но рассматривал долгосрочный потенциал самой густонаселенной страны мира.

«С нетерпением жду встречи с премьер-министром Нарендрой Моди в Индии!» — написал Элон Маск на своей социальной сети X в апреле.

Миллиардер с нетерпением ждал этого визита не только для того, чтобы разведать место для новой «гигафабрики» электромобилей Tesla стоимостью 3 млрд долларов, но и для семейного отдыха. По словам двух человек, знакомых с планами, он договорился, что его будут сопровождать мать, трое его детей и две няни.

Маск пожимает руку премьер-министру Индии Нарендре Моди в Нью-Йорке в июне 2023 года © ANI/Reuters

Всего 10 дней спустя он отменил поездку, сославшись на «очень большие обязательства Tesla» и пообещав вернуться позже в этом году. Индийские чиновники, которые принимали руководителей Tesla во время прошлых визитов и подготовили около 20 виз для делегации, прибывшей в апреле, остались ждать.

Резкое изменение планов вызвало спекуляции в Индии, где ожидаемые инвестиции Tesla рассматривались как переворот для Моди. Недоумение по поводу обязательств Маска перед страной усилилось, когда он встретился с премьером Ли Цянем в Китае, который Индия рассматривает как геополитического соперника.

Сотрудники, близкие к Маску, убедили его отменить поездку — несмотря на потенциальные последствия игнорирования Моди в преддверии выборов в Индии — из-за возможности не упустить шанс в Китае, говорят люди, знакомые с ходом обсуждений. Во время своей поездки в Пекин Маск заключил сделку, которая приблизила его к цели — внедрению технологии полного беспилотного вождения в Китае, то есть на крупнейшем в мире автомобильном рынке.

По словам людей, непосредственно знакомых с ситуацией, Tesla сохраняет приверженность строительству завода в Индии в долгосрочной перспективе, добавив, что Маск «одержим» этой страной из-за ее потенциала как рынка и центра по производству автомобилей на экспорт.

«Маск хочет быть везде, и именно так он работает, поэтому ему нужны и Китай, и Индия», — сказал один человек, близкий к индийским планам Tesla. «Хотя эго некоторых людей, возможно, было задето, когда Маск отменил поездку, Индия как страна по-прежнему нуждается в Tesla, чтобы показать, что это отличная страна для инвестиций в электромобили».

Чиновники в Индии, третьем по величине автомобильном рынке в мире, нервно ждут, зарегистрируется ли Tesla для схемы, позволяющей снизить пошлины на более дорогие импортные электромобили для компаний, которые обязуются производить их в стране в течение трех лет — то, чего Tesla давно добивалась. Схема начинает принимать заявки в этом месяце и потребует от компании обещаний инвестиций в Индии в обмен на более низкие пошлины.

Завод Tesla стал бы значительной инвестицией американской компании в слаборазвитый сектор производства электромобилей в Индии, где в настоящее время доминирует конкурирующий Китай.

После отмены визита местные чиновники не обсуждали тарифы с Tesla, сообщили два человека, знакомых с этим вопросом, хотя сложная схема не вызвала большого интереса и у других иностранных автопроизводителей.

Любая экспансия в Индию повлечет за собой значительные риски для Tesla в то время, когда продажи электромобилей замедляются по всему миру. Автопроизводители, от Ford и General Motors до Toyota, испытывают трудности на переполненном рынке, где местные бренды борются с иностранными производителями. Сама Tesla переживает серьезные потрясения, сопровождающиеся глубоким сокращением рабочих мест и стратегическим поворотом в сторону автономного вождения и искусственного интеллекта.

По словам людей, знакомых с ситуацией, интерес Маска стал серьезным примерно в 2019 году, несмотря на его отказ от локального производства автомобилей в то время. Усилия по расширению бизнеса в Индии возглавил глава глобального отдела Tesla по политике и развитию бизнеса Рохан Патель, бывший советник президента Барака Обамы по энергетике, который нанял около десятка человек для переговоров с индийскими чиновниками.

К 2022 году Маск все более уверенно оценивал перспективы создания EV в Индии. На встрече с Моди в Нью-Йорке в 2023 году он заявил, что Tesla постарается быть в Индии «как можно скорее». Руководители компании нанесли несколько визитов в страну, а министр торговли Пиюш Гоял (Piyush Goyal) выступал в качестве главного связного правительства Моди.

Люди, осведомленные о планах Tesla в Индии, сообщили, что компания планирует инвестировать от $2 млрд до $3 млрд в течение трех лет. Планируемая мощность завода составит до 500 000 автомобилей в год, большая часть которых будет экспортироваться. Tesla также обсудила возможность инвестирования в собственный завод по производству аккумуляторов.

Переговоры ускорились после того, как Нью-Дели объявил о снижении тарифов на дорогие импортные электромобили. Примерно в то же время компания начала производить праворульные автомобили на своем заводе под Берлином, предназначенные для экспорта в Индию.

Однако за кулисами возникали препятствия для громкого заявления по Индии. Появились новости о том, что Tesla может заключить в Китае прорывное соглашение о развертывании своей полной системы автономного вождения. Один человек, осведомленный о ходе обсуждений, сказал, что Маск беспокоился о том, что отменит поездку и поставит Моди в неловкое положение, но его команда сказала ему сосредоточиться на Китае — и он отменил визит.

За несколько дней до отмены поездки в Индию Маск разослал внутреннюю служебную записку, в которой сообщал, что более 10 процентов сотрудников Tesla будут уволены, включая подразделение, управляющее ведущей в отрасли сетью «Суперчарджер» («Supercharger»), и все подразделение компании, занимающееся государственной политикой. По словам двух собеседников, в компании существовало внутреннее несогласие с объявлением об инвестициях в Индию в период масштабного сокращения рабочих мест и расходов.

Патель был в числе тех, кого уволили, и индийские правительственные чиновники были ошарашены неожиданным появлением Маска в Пекине. С тех пор чиновники изо всех сил пытались найти в Tesla коллег для обсуждения ее планов в Индии.

Некоторые индийские чиновники предположили, что Маск отреагировал на задержки с получением разрешения от регулирующих органов на работу его спутникового бизнеса Starlink в Индии, где космический телекоммуникационный бизнес только набирает обороты. Однако другой человек, близкий к этому вопросу, сказал, что проблемы в Starlink не повлияли на решение Маска отменить поездку.

Представители Tesla и Маска не ответили на просьбы о комментарии.

Судя по всему, ставка Маска с приоритетом на Китай — крупнейший в мире рынок электромобилей, на который приходится 60 процентов всех продаж, — оправдалась. Сообщается, что Tesla уже опробовала свою технологию полного автономного вождения в Шанхае после подписания контракта с Baidu на картографирование и навигацию на уровне полосы движения — сделка, которая была заключена во время его визита. Также в этом месяце Tesla стала первым иностранным автопроизводителем, включенным в список электромобилей, которые могут купить общественные, партийные и правительственные организации.

В краткосрочной перспективе любые дополнительные продажи имеют решающее значение для Tesla, которая сталкивается со спадом поставок, поскольку ее самые продаваемые автомобили Model Y и Model 3 приближаются к насыщению на рынке США.

В долгосрочной перспективе получение полного одобрения беспилотных автомобилей в Китае и «решение проблемы автономности» автомобилей имеет решающее значение для стратегии Маска по управлению парком из сотен миллионов роботакси и возвращению Tesla статуса лидера в области искусственного интеллекта.

Несмотря на отказ во время напряженной предвыборной кампании, Моди все еще открыт для нового визита Маска: пара обменялась сообщениями на X после победы премьер-министра в прошлом месяце.

В Нью-Дели несколько чиновников выразили уверенность в том, что Tesla не потеряла интерес к рынку. Один из чиновников сказал: «Общее мнение таково: рано или поздно они придут».

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»