Китай может решить проблему российских металлов на LME
Возможна аналогия посреднической роли на рынке нефти, угля и газа
Китай будет ключевым компонентом того, как Лондонская биржа металлов (LME) решит попытаться решить свою головоломку с Россией, с возможностью того, что крупнейший в мире импортер металлов станет эффективным рынком последней инстанции.
Рабочие проверяют производство медных катодов на заводе Jinlong Copper в Тонлинге, провинция Аньхой, Китай, 16 августа 2018 г. REUTERS/Stringer
Почтенная LME столкнулась с ситуацией, которая почти наверняка является проигрышной практически для всех ее заинтересованных сторон, пытаясь решить, что делать с российскими поставками меди, никеля и других металлов.
Хотя выбор в основном сводится к тому, чтобы позволить российским металлам продолжать свободно торговать в системе LME или фактически запретить их, оба пути, вероятно, будут иметь последствия, с которыми не все игроки захотят согласиться.
Именно здесь Китай может сыграть свою роль, особенно в отношении меди и никеля и, возможно, даже алюминия.
Теория состоит в том, что Китай будет рад принять российский металл, который больше не может поступать в систему LME либо из-за решений правительства, либо из-за того, что компании ввели самосанкции, поскольку они больше не хотят вести дела с Россией после начала СВО Москвы в Украине 24 февраля.
Китай будет брать российский металл не по доброте душевной, а потому, что грузы могут быть предложены ему с дисконтом по сравнению с эталонными ценами на ЛБМ.
Уже есть что-то вроде шаблона того, как Китай может стать рынком последней надежды для российского металла, и опыт этого года с сырой нефтью и углем дает некоторые указания.
Западные санкции, как формальные, так и добровольные, в отношении российского экспорта сырой нефти, очищенного топлива и угля были введены быстрее, чем предлагаемые меры против поставок металлов.
Торговые потоки корректируются: западные покупатели избегают российской нефти и нефтепродуктов, а официальный запрет Европейского союза на сырую нефть вступает в силу в декабре, а на нефтепродукты — в феврале.
Россия обогнала Саудовскую Аравию как крупнейший поставщик сырой нефти в Китай, и Китай также увеличил импорт российского угля.
Это касается не только Китая в отношении энергетических товаров: Индия также увеличивает импорт российской нефти и угля, причем оба азиатских гиганта пользуются предлагаемыми скидками.
Вполне возможно, что любой запрет на российский металл в Европе или в системе LME приведет к перераспределению глобальных потоков металла, когда Китай будет покупать то, что другие больше не хотят или не могут брать у России.
Однако опыт энергетики показывает, что такого рода перестройка сопряжена со значительными затратами.
Цены на энергетический уголь подскочили до рекордно высокого уровня в течение нескольких месяцев после начала конфликта в Украине, и хотя в последние недели они снизились, они по-прежнему вдвое превышают прошлогодний уровень для большинства видов загрязняющего окружающую среду топлива.
Цены на сырую нефть также остаются повышенными, но, что более важно для здоровья мировой экономики, цены на дизельное топливо по-прежнему близки к рекордным максимумам в розничной торговле во многих странах, учитывая сокращение российских поставок транспортного топлива, а также сокращение экспорта из Китая.
Плохой прецедент?
Борьба за перенаправление торговых потоков энергоносителей, вероятно, отразится и на металлах, если западные страны действительно будут избегать поставок из России, особенно с учетом высокой распространенности российской меди на складах LME, доля которой в определенные моменты этого года достигала уровня около 80%.
Если российская медь будет фактически удалена с LME, это означает, что членам биржи придется изо всех сил искать альтернативные источники, особенно в Европе, которым придется искать способы покупать у других крупных экспортеров, таких как Чили и Австралия.
В свою очередь, покупателей в Китае необходимо будет стимулировать покупать российский металл и отказываться от поставок из стран и компаний, с которыми у них могут быть давние отношения.
Российского никеля в системе LME меньше, возможно, около 5% от общего количества, но российский алюминий составляет около четверти от общего количества.
Китай является нетто-экспортером алюминия, а это означает, что должен быть значительный ценовой стимул для эффективной «перекачки» металла через Китай.
При таком сценарии Китай будет импортировать российский алюминий и экспортировать большую долю произведенного внутри страны металла, что возможно, но только в том случае, если китайские торговцы и производители будут заинтересованы в получении прибыли.
В целом, что бы ни вытекало из дискуссионного документа LME по российскому металлу, существует вероятность того, что в 2023 году устоявшиеся способы ведения бизнеса в той или иной форме будут нарушены.
Прецедент с сырой нефтью и углем не совсем утешителен, и снова многое будет зависеть от того, как Китай отреагирует на любые попытки западных правительств и участников рынка металлов.
Клайд Рассел — обозреватель Reuters по сырьевым товарам и энергетике в Азии