Китай отомстит ЕС при введении пошлин на электромобили
«Ставки высоки», поскольку у Китая есть инструменты, чтобы нанести ответный удар по ограничениям на электромобили
На этой неделе Европейский Союз начал расследование китайских субсидий на электромобили, подчеркнув растущую промышленную и геополитическую конкуренцию между двумя экономиками.
Расследование может в конечном итоге привести к введению импортных пошлин на китайские автомобили, что вызовет резкую критику со стороны Пекина, который назвал этот шаг вопиющим актом протекционизма. Есть также опасения, что Пекин может принять ответные меры на любые торговые ограничения.
Вот способы, которыми Китай может нанести ответный удар по возможным тарифам:
Ограничить торговлю и доступ к рынкам
Самый мощный инструмент, которым располагает Пекин, — это ограничение доступа к своему обширному внутреннему рынку. Китай является крупнейшим в мире автомобильным рынком, и хотя иностранные автопроизводители теряют долю рынка, немецкие автомобильные компании по-прежнему сильно зависят от доходов из Китая. В прошлом году немецкие бренды продали в азиатской стране 4,6 миллиона автомобилей, в то время как другие члены Европейского Союза продали около 283 000 единиц. Пекин может ввести ответные пошлины на импорт из Европы, но последствия не будут далеко идущими. Большинство этих автомобилей производятся в Китае, и такой шаг может подвергнуть Китай действию Всемирной торговой организации. ЕС также мог бы использовать свой новый инструмент против экономического принуждения, который допускает возможные контрмеры, такие как тарифы и ограничения на доступ к прямым иностранным инвестициям.
Если китайские потребители решат бойкотировать европейские автомобильные компании – как это случалось в прошлом с японскими и корейскими автомобилями во время геополитических споров – продажи пострадают. Преимущество потребительского бойкота состоит в том, что труднее доказать, что он является результатом действий правительства.
Продажи корейских автомобилей в Китае упали из-за спора с THAAD. Продажи за первые семь месяцев года были самыми низкими как минимум с 2008 года. Источник: Китайский центр автомобильных технологий и исследований.
Пекин также может принять ответные меры против экспорта других европейских товаров. Дункан Ригли, главный экономист по Китаю Pantheon Macro Economics, сказал, что Китай, скорее всего, сосредоточится на предметах роскоши, косметике и вине.
В случае с Австралией Китай ввел ограничения на ряд товаров, включая ячмень, вино, омаров, говядину, древесину и уголь, поскольку его отношения с Канберрой резко ухудшились в 2020 году. Эти ограничения только сейчас постепенно снимаются.
В 2013 году, на следующий день после того, как ЕС ввел пошлины на импорт солнечных панелей из Китая, Пекин начал антидемпинговое и антисубсидиарное расследование в отношении импорта вина из ЕС и пригрозил провести новое расследование в отношении роскошных автомобилей. Эти действия в конечном итоге были прекращены после того, как обе стороны разрешили спор.
После новостей о последнем расследовании по поводу электромобилей Пекин заявил в четверг, что сохранит антисубсидирующие пошлины на картофельный крахмал, импортируемый из ЕС, в течение пяти лет.
Что говорит Bloomberg Economics…
«В производстве Китая электромобили по-прежнему остаются относительно мелкой сошкой. Однако быстрое развитие отрасли, инновации и передовые технологии производства обещают будущий экономический рост. Он также поддерживает другие сектора – когда экономике не хватает драйверов роста. Пошлины ЕС на китайские электромобили нанесут ущерб».
— Эрик Чжу и Дэвид Цюй , экономисты.
Ограничить экспорт
Китай является крупнейшим торговым партнером ЕС, и европейский блок, состоящий из 27 стран, зависит от Китая в поставках различных важнейших полезных ископаемых.
Один из способов, с помощью которого Пекин может отомстить любым действиям ЕС, — это ограничить доступ к редкоземельным элементам, которые используются в производстве не только батарей, но и других электронных компонентов, сказал Джа Ян Чонг, доцент кафедры политологии Национального университета Сингапура, который написал об экономическом принуждении Китая.
Китай временно ограничил экспорт редкоземельных металлов в Японию в 2010 году во время спора, но в последнее время не использовал этот инструмент. В июле Пекин начал лицензировать экспортеров двух металлов — галлия и германия, — которые используются в производстве чипов, электромобилей и телекоммуникационного оборудования, что вызвало опасения, что Пекин может начать сокращать поставки.
Гонка вооружений в сфере аккумуляторов. США предстоит пройти долгий путь, если они хотят бросить вызов доминированию Китая в производстве компонентов аккумуляторов и мощностях по переработке металлов. Источник: Блумберг. Примечание: По заводскому местоположению. Никель относится к классу 1, а литий является эквивалентом карбоната лития. Данные по состоянию на октябрь 2022 года.
Если пошлины, взимаемые ЕС, окажутся слишком высокими, «Китай обязательно примет меры в отношении поставок редкоземельных элементов», — сказал Чжао Юншэн, профессор Университета международного бизнеса и экономики в Пекине. «Маловероятно, что Китай просто понаблюдает и забудет это».
Китай занимает доминирующее положение в производстве аккумуляторов и важнейших полезных ископаемых, таких как литий и редкоземельные элементы. Согласно отчету Европейского парламента за 2022 год, спрос на литий в ЕС может вырасти в 18 раз к 2030 году и в 60 раз к 2050 году. ЕС добывает лишь небольшую часть потребляемого им лития и полагается на Китай в его переработке.
Однако китайские фирмы, такие как производитель аккумуляторов Contemporary Amperex Technology Co., быстро наращивают инвестиции в Европу, поэтому любые ограничения на экспорт в Европу материалов, связанных с аккумуляторами, могут нанести ущерб китайским фирмам так же, как и европейским компаниям.
Запрет на туризм
Еще один ответный инструмент, который Китай использовал в прошлом, — это ограничение туризма с целью экономического наказания. Когда у Пекина возник спор с Сеулом по поводу развертывания американской системы противоракетной обороны, известной как Thaad, существовал негласный запрет на поездки китайских туристических групп в Южную Корею. Туристическим группам по-прежнему запрещено посещать Тайвань.
Китайский туризм в Европе еще не оправился от Covid. Это ограничит возможности Китая использовать данную меру в качестве оружия. Источник: Китайский научно-исследовательский институт выездного туризма.
До пандемии миллионы китайских туристов ежегодно посещали Европу, но медленное восстановление после того, как Китай вновь открыл свои границы в начале этого года, означает, что это не такой мощный инструмент, каким мог бы быть в противном случае.
«Пространство для дыхания»
Расследование ЕС, вероятно, продлится около девяти месяцев, и Китай, вероятно, не начнет действовать раньше, чем это сделает Европа.
Расследование отражает желание облегчить темпы перехода на электромобили, особенно в странах, которые создали репутацию и экосистему для традиционных транспортных средств, в частности в Германии, сказала Дебора Элмс, исполнительный директор Азиатского торгового центра в Сингапуре.
«Это либо отодвинет неизбежное еще немного, либо даст фирмам передышку, чтобы переоснаститься для этой новой конкуренции», — сказал Элмс. «Ставки высоки для всех. Это будет очень спорный период».
Thomson Reuters