Китайский сектор беспилотных летающих такси идет к мировому лидерству
Шанхайская компания AutoFlight получила разрешение на беспилотные самолеты на зарождающемся рынке, объем которого к 2040 году составит $1,5 млрд в год.
Шанхайская компания летающих такси утверждает, что китайская индустрия «низковысотных» полетов опережает западных конкурентов благодаря более благосклонным регулирующим органам, технологическим прорывам и жесткой конкуренции в китайском секторе логистики.
Летающее такси Prosperity компании AutoFlight может перевозить до пяти человек. Транспортные средства взлетают вертикально, как вертолет, а затем переходят в режим фиксированного крыла для передвижения на высокой скорости © AutoFlight
По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, общий объем рынка, создаваемого электрическими самолетами вертикального взлета и посадки (eVTOL), к 2040 году составит $1,5 млрд в год. Потенциальными клиентами могут стать авиакомпании, логистика, аварийные службы, сельское хозяйство, туризм и операции по обеспечению безопасности.
Китайская компания AutoFlight Group в конце марта получила сертификат летной годности от Управления гражданской авиации Китая на конструкцию и детали для своего беспилотного самолета CarryAll — это первый случай в мире, когда регулирующие органы одобрили eVTOL весом более 1 тонны.
Келлен Кси, вице-президент AutoFlight, сказал, что, хотя компания также добивается аналогичных разрешений в Европе, CAAC «весьма благосклонно» отнеслась к новой отрасли. «Они работают дольше. Они полны решимости ускорить процесс внедрения этой новой технологии в жизнь», — сказал он.
Самолеты eVTOL взлетают вертикально, как вертолеты, но затем переходят в режим фиксированного крыла для передвижения на более высоких скоростях, предлагая более быстрый и эффективный транспорт по сравнению с наземными вариантами.
Аналитики указывают на лабиринт препятствий, связанных с регулированием и безопасностью, но сторонники говорят, что эта технология может кардинально изменить способы передвижения людей и перевозки грузов, что по будет сравнимо с появлением автомобилей массового рынка и коммерческих авиакомпаний.
Большинство самолетов eVTOL все еще находятся на стадии тестирования и сильно различаются по скорости и высоте полета, а также по весу, который они могут перевозить. Аналитики Morgan Stanley ранее отмечали, что основной проблемой для операторов самолетов является навигация по жестко контролируемому воздушному пространству, особенно в городах и их окрестностях.
Штаб-квартира и завод компании AutoFlight, поддерживаемой немецким технологическим инвестором Team Global и американским фондом TDK, а также китайскими инвесторами, находятся в Куньшане, на западной окраине Шанхая, а производственный и испытательный центр в расположены в Шаньдуне, на севере Китая.
В феврале компания заявила, что ее пятиместный Prosperity — пассажирская версия CarryAll — совершил самый длинный полет для самолетов такого типа на одной батарее, пролетев 250 км недалеко от базы компании в Шаньдуне.
В том же месяце AutoFlight совершила первый в мире демонстрационный полет между городами и по морю, когда Prosperity пролетел 50 км без экипажа между южными китайскими городами Шэньчжэнь и Чжухай, пересекая дельту Жемчужной реки.
По словам Се, эти полеты стали важными шагами в доказательстве технологии и коммерческой жизнеспособности самолета.
Компания также рассказывает о планах местных властей по созданию так называемой «экономики низких высот» на ключевых воздушных маршрутах в южном Китае, крупнейшем и самом важном в мире центре технологического производства.
За последние пять лет зарождающаяся индустрия летающих такси привлекла миллиарды долларов инвестиций. Стартапы в США, Европе и Китае, включая шэньчжэньскую компанию Ehang, конкурируют с такими известными авиационными концернами, как Boeing и Airbus.
Шазан Сиддики, технический аналитик британской исследовательской группы IDTechEx, говорит, что эта отрасль привлекает «значительный коммерческий интерес», а количество заказов на самолеты составляет около 10 000 на общую сумму более 60 млрд долларов.
Сиддики прогнозирует, что к 2040 году число самолетов eVTOL вырастет с нескольких тестовых проектов до продаж более чем 10 000 единиц в год. Тем не менее, он предупредил, что большинство проектов летающих такси «никогда не пройдут стадию проектирования и создания прототипов», и предупредил, что многие компании будут испытывать трудности в 2024 году, поскольку требования к финансированию, вероятно, возрастут.
Компания AutoFlight утверждает, что имеет более 1000 заказов на свои самолеты, хотя многие из них включают в себя письма о намерениях и меморандумы о взаимопонимании, которые могут не привести к продажам.
В краткосрочной перспективе компания нацелена на продажи среди китайских логистических операторов и утверждает, что уже имеет десятки партнерств и пробных проектов, в том числе с ZTO Express, одной из крупнейших в стране компаний экспресс-доставки.
«Китайские логистические компании — самые конкурентные, самые жестокие в мире, и каждый пытается предложить что-то немного отличное от других, чтобы улучшить стоимость, эффективность или качество обслуживания», — говорит Се.
Развитие китайской индустрии летающих такси происходит на фоне того, как отечественные технологии электромобилей становятся глобально доминирующими, а также на фоне растущих опасений в Европе и США, что дешевый высокотехнологичный экспорт из Китая может вытеснить отечественную промышленность и создать риски для национальной безопасности.
Се постарался преуменьшить эти опасения. Он заявил, что AutoFlight «не имеет прямой поддержки от государственных фондов или правительств» и не участвует в пекинской программе слияния военных и гражданских технологий, которая была расширена при президенте Си Цзиньпине для улучшения интеграции технологических прорывов частного сектора с вооруженными силами.
«Мы не занимаемся военными, полицией… сейчас есть только службы экстренной помощи. … обычно в рамках военно-гражданской [программы] не рассматриваются компании с иностранным финансированием», — сказал он.