Эксперты инвестиций

Комитет Госдумы поддержал законопроект о расширении режима НДД

Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал принятие в первом чтении законопроекта о расширении режима налога на дополнительный доход (НДД) в целях стимулирования добычи нефти на истощенных и новых месторождениях. На заседание Думы он может быть вынесен 9 марта.

Документ, внесенный депутатами Ольгой Ануфриевой и Павлом Завальным («Единая Россия»), вносит изменения в Налоговый кодекс, которые расширяют режим НДД на 27 участков недр в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и Республике Коми. В периметр НДД включаются сложные месторождения — с высокой степенью выработанности и со сверхвязкой нефтью: 23 участка из четвертой группы (вновь вводимые участки) и четыре — из третьей группы (выработанные месторождения).

По оценке Минфина, такое расширение периметра НДД принесет федеральному бюджету дополнительно 84 миллиарда рублей в 2023-2027 годах при условии выполнения компаниями взятых на себя обязательств по увеличению добычи нефти.

Предполагается, что режим НДД начнет действовать для участков четвертой группы с 2022 года, а для участков третьей группы — с 2023 года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению бюджетный комитет планирует обсудить возможность распространения данного режима и на другие участки недр.

Режим НДД заработал в РФ с 2019 года в формате эксперимента и включает пять групп. В частности, к третьей группе относятся зрелые месторождения Западной Сибири, Северного Кавказа и Сахалина, а к четвертой — новые месторождения Западной Сибири и ряд участков Оренбургской и Самарской областей. В отличие от НДПИ, новый налог взимается с финансового результата — с дохода от продаж за вычетом расходов на добычу и логистику. Ставка НДД — 50%. Налог был введен, чтобы стимулировать компании добывать нефть на выработанных месторождениях, а также инвестировать в разработку новых.

НАЛОГ НА ЗОЛОТО

Бюджетный комитет также поддержал принятие в первом чтении и в целом законопроекта об отмене НДС на инвестиционное золото для физических лиц. На заседание Думы его планируется вынести 4 марта.

Документ, внесенный депутатом Владиславом Резником, направлен на введение в инвестиционный оборот для физических лиц драгоценных металлов в слитках. С этой целью предлагается с 1 марта 2022 года освободить от НДС операции по реализации банками драгоценных металлов в слитках — изъятых из хранилищ — физлицам.

По действующему законодательству, приобретение гражданами драгоценных металлов (за исключением монет) облагается НДС по ставке 20%, в том числе слитков, изымаемых из хранилищ банка. Последующая обратная покупка этих слитков у гражданина осуществляется по рыночной цене без НДС. Условие о взимании НДС в зависимости от факта изъятия слитков из хранилищ банков закреплено в действующем законодательстве, чтобы предотвратить реализацию слитков на производственные цели.

Документ также запрещает с 1 января 2023 года применять специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения) в ювелирной отрасли и при закупке металла, и при реализации ювелирных изделий.

Применение таких режимов «создает неравные условия для тех производителей ювелирных изделий, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают НДС как при производстве, так и при реализации таких изделий, что фактически привело к выводу существенной доли оборота ювелирных изделий из-под обложения НДС», указывает Резник.

Правительство РФ 2 марта поддержало отмену НДС на драгоценные металлы для граждан. Такие вложения могут стать хорошей альтернативой покупке валюты, пояснял премьер-министр Михаил Мишустин.

ФНБ

Комитет Госдумы также поддержал принятие в первом чтении законопроекта, допускающего размещение средств Фонда национального благосостояния в государственные ценные бумаги и акции российских компаний. На заседание Думы его планируется вынести 4 марта, причем не исключено, что в этот же день проект будет принят во втором и третьем чтении.

Правительственный законопроект предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс в целях повышения устойчивости российской экономики и обеспечения финансовой стабильности. Причем предлагается предусмотреть возможность их приобретения до достижения установленного для ликвидных активов ФНБ 7-процентного «порога», отмечается в пояснительной записке.

Аналогичную возможность предлагается предусмотреть и для акций российских эмитентов, не связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов. Это позволит создать правовые основания для приобретения Минфином России на вторичном рынке акций российских эмитентов. Покупка акций по текущим невысоким ценам рассматривается в качестве долгосрочного перспективного вложения средств ФНБ, а также позволит стабилизировать ситуацию на российском фондовом рынке, считает также кабмин.

«Поправки в Бюджетный кодекс на постоянной основе предполагают включить государственные ценные бумаги РФ в перечень финансовых активов, в которые могут размещаться средства ФНБ. При этом предлагается предусмотреть правовое основание для инвестирования средств ФНБ в этот инструмент до достижения порога в 7% ВВП, который сейчас закреплен. В настоящее время в Бюджетном кодексе такая норма установлена только для ликвидных активов ФНБ. Такое правовое основание устанавливается не только для государственных ценных бумаг, но и для акций российских эмитентов. Причем такие мероприятия могут быть не связаны с финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов», — завила на заседании комитета замглавы Минфина РФ Ирина Окладникова.

Помимо этого, законопроект предоставляет правительству право в 2022 году оперативно перераспределять бюджетные ассигнования не только на федеральном, но и на региональном уровне, в том числе для наполнения резервного фонда. Общий объем расходов федеральной казны может быть увеличен за счет использования дополнительных ненефтегазовых доходов бюджета. А регионам в целях повышения устойчивости их экономики разрешается направлять на эти цели средства, высвобождаемые в результате реструктуризации ранее выданных бюджетных кредитов.

Законопроект также предусматривает использование в 2022 году остатков средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в размере 26,3 миллиарда рублей и дополнительных доходов, поступивших в фонд на 1 января 2022 года. Эти средства на основании решений правительства РФ можно будет направлять на обеспечение полномочий ФОМС в сфере обязательного медицинского страхования.

Источник

Кнопка «Наверх»