Логистические цепочки снова рвутся, усиливая кризис в мировой экономике
Порты уже перегружены, а мировую торговлю объемом $22 трлн могут ждать серьезные сбои
Жесткие правила, введенные в Китае для борьбы с Covid-19, могут спровоцировать очередную волну хаоса в цепочках поставок между Азией, США и Европой.
Стремление Пекина обеспечить нулевой уровень заболеваемости на фоне очередной вирусной вспышки привело к тому, что круг замкнулся более чем через два года после того, как пандемия, впервые зафиксированная в Ухане, перевернула мировую экономику. Заторы в китайских портах в совокупности с российско-украинским конфликтом могут нанести двойной удар, который грозит сорвать восстановление.
«Мы ожидаем ухудшения ситуации по сравнению с прошлым годом, — заявил Жак Вандермейрен, глава портовой администрации Антверпена, второго по загруженности порта в Европе по объему контейнерных перевозок. — Это окажет негативное влияние, сильное негативное влияние на весь 2022 год».
На долю Китая приходится около 12% мировой торговли, а ограничения, связанные с Covid, привели к простоям на заводах и складах, замедлили поставки грузовиками и спровоцировали заторы контейнеров. Американские и европейские порты уже забиты, что делает их уязвимыми перед дальнейшими потрясениями.
«Как только экспортная деятельность возобновится, и большое количество судов направится в порты западного побережья США, мы полагаем, что время ожидания значительно увеличится», — отметила Джули Гердеман, директор компании Everstream Analytics, занимающейся анализом рисков в цепочках поставок.
В краткосрочной перспективе заторы будут означать увеличение расходов в мировой торговле стоимостью $22 трлн, которая резко сократилась в 2020 году и восстановилась в прошлом году. В долгосрочной перспективе такой хаос изменит структуру глобальной экономики, которую объединяет трансграничная торговля. Для некоторых руководителей корпораций создание обширных производственных сетей больше не является патриотическим политическим лозунгом — это коммерческая необходимость, учитывая неопределенность.
Производители перекраивают цепочки поставок
«Это подтолкнуло к расширению региональных цепочек поставок, потребность в которых давно назрела, — заявил Лоренцо Берхо, директор компании Vesta, мексиканского застройщика промышленных зданий и распределительных центров.
Сейчас происходит переход к более коротким цепочкам поставок в такие регионы, как Мексика, чтобы уменьшить зависимость от Азии. Он также добавил, что «глобализация, какой мы ее знаем, возможно, подходит к концу».
Ведущие политики задумываются о необходимости кардинальных изменений в цепочках поставок в развитых странах мира. Министр финансов США Джанет Йеллен называет идею о более устойчивых торговых связях «поддержкой друзей» — своеобразный удар по Китаю и России. Изменения в основном зависят от того, согласны ли потребители из-за пандемии платить больше за продукты, произведенные ближе к дому. По меньшей мере анализ одного консультанта говорит о том, что они согласны с этим.
Изменение цепочек поставок «может стоить дороже, однако, если вы сможете в меньшем количестве производить товары, которые затем сможете продать по цене, близкой к полной стоимости, вы действительно можете изменить правила игры», — заявил Брайан Эриг, партнер консалтинговой фирмы Kearney и соавтор доклада, согласно которому 78% руководителей либо рассматривают возможность реорганизации, либо уже сделали это.
Шей Ло, директор Kearney, помогавший писать отчет, добавляет: «Держу пари, что глобализация никогда не умрет, однако она примет другую форму».
В последний год компании переживают тяжелейшие периоды, связанные с нестабильностью поставок, отчасти из-за повышения цен, при этом значительный удар был нанесен по потребителям. Однако в ближайшей перспективе поставки из Китая представляют собой более серьезную угрозу, чем вопросы о спросе со стороны домохозяйств.
Tesla Inc. не работала около месяца во время остановки предприятий в Шанхае. Ритейлер Bed Bath & Beyond Inc. ранее заявил об «аномально высоком» уровне запасов в пути, вне доступа или на хранении в портах в начале этого квартала. Алюминиевый гигант Alcoa Corp., который является лидером мировой экономики, на прошлой неделе объявил о росте запасов из-за транспортных проблем. Continental AG, второй по величине производитель автозапчастей в Европе, понизил прогноз по росту мирового производства легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков до 4% — 6% по сравнению с 6% до 9% ранее.
Ван Синь, глава Шэньчжэньской ассоциации трансграничной электронной коммерции, организации, представляющей около 3000 экспортеров, заявил, что, хотя карантин в китайском технологическом центре длился всего неделю, «многие продавцы страдают из-за задержки доставки в течение месяца».
Очереди растут
По данным базирующейся в Сан-Франциско компании Flexport Inc., на доставку товаров до склада в США с момента готовности к отправке с азиатского завода по-прежнему уходит в среднем 111 дней, что близко к рекорду в 113 дней, установленному в январе, и более чем в два раза превышает период доставки в 2019 году. Перевозка на запад в Европу занимает еще больше времени — 118 дней, что практически сопоставимо с рекордом.
Рост очередей у берегов Китая не способствуют разрешению ситуации. Очередь из грузоперевозчиков резко увеличилась после того, как в конце прошлого месяца Шанхай, где находится крупнейший в мире контейнерный порт, ввел карантин во всем городе для борьбы с Covid-19. По данным Bloomberg, общее количество контейнеровозов в порту и на якорной стоянке, которую Шанхай делит с Нинбо, по состоянию на прошлую среду составило 230 шт., что на 35% больше, чем в это же время в прошлом году.
Согласно поставщику данных о цепочках поставок project44, контейнеры ожидают в среднем 12,1 дня в порту Шанхая, прежде чем их заберут грузовики и доставят в пункты назначения внутри страны. Показатель на 18 апреля почти утроился по сравнению с 4,6 днями 28 марта. Нехватка транспортных средств препятствует усилиям по поставке ключевых ресурсов на заводы и транспортировке таких товаров, как автомобили и электроника, на суда.
Пострадали и авиаперевозки, при этом поставки в международный аэропорт Шанхая Пудун были приостановлены, сообщила базирующаяся в Тайбэе экспедиторская и логистическая компания Dimerco Express Corp. Перегрузка распространилась и на Шэньчжэнь, поскольку город, граничащий с Гонконгом, столкнулся с резким ростом поставок, перенаправляемых из Шанхая.
По словам Донни Яна, директора Dimerco по морским перевозкам, чтобы уменьшить заторы вокруг Шанхая, рейсы перенаправляются в Нинбо и Тайцан. В то же время центральное правительство распорядилось, чтобы автомагистрали оставались открытыми и на них обеспечивалось беспрепятственное движение.
Производители — от автомобилей до электроники — в финансовом центре Китая постепенно возобновляют деятельность, поскольку власти поощряют использование замкнутых систем, когда рабочие живут на заводах.
Тем не менее, наращивание производства после остановки — не быстрый процесс. Tesla возобновила работу завода в Шанхае после трехнедельного простоя, хотя неясно, сколько завод сможет проработать в условиях ограниченных поставок комплектующих.
«Изменение политики в сфере профилактики Covid в разных городах сильно повлияло на логистику», — отметил Цуй Дуншу, генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей.
Экономисты Goldman Sachs Group Inc. заявили, что сбои в цепочке поставок «оказались несколько серьезнее, чем мы ожидали, и в результате мы немного скорректировали прогнозы по росту и инфляции в последние недели». По мере устранения заторов в Азии, это, вероятно, приведет к потоку контейнеров в тот момент, когда начнется сезонный рост импорта.
«Некоторые компании, возможно, уже пытаются отправить заказы в другое место или отменяют их, — считает Стефани Лумис, вице-президент по международным закупкам CargoTrans Inc. — Но я думаю, мы увидим, как огромные запасы грузов пулей вылетят оттуда».
В прошлую среду общее число контейнеровозов в американском хабе Лос-Анджелеса и Лонг-Бич достигло минимум 57 судов, что является самым высоким показателем с конца февраля. Некоторые другие показатели, такие как время простоя контейнера, также снова увеличиваются.
Часть грузов просто переместились из Калифорнии на восток в поисках более быстрых маршрутов — суда с товарами выстроились в очередь от Нью-Йорка до Чарльстона, Южная Каролина. Данные MarineTraffic свидетельствует о значительном развороте: восточное побережье США обошло западное по объему контейнерных перевозок, ожидающих разгрузки, стоя на якоре.
В Европе все еще хуже
В Европе не менее серьезные проблемы, если не хуже, что усугубляется близостью к Украине. Ключевые порты региона, такие как Роттердам, Гамбург, Антверпен и три британских порта, работают на полную мощность или даже с опережением возможностей, поэтому они уже столкнулись с трудностями при приеме большего количества контейнеров из-за отсутствия места для их хранения.
Президент Европейского центрального банка Кристин Лагард заявила в пятницу, что Европа интегрирована в глобальные производственно-сбытовые цепочки сильнее, чем США. По ее словам, доля торговли в валовом внутреннем продукте еврозоны выросла в 2019 году до 54% по сравнению с 31% двадцать лет назад, в то время как в США рост составил 3%, достигнув 26%.
Она также сослалась на недавнее исследование, показавшее, что 46% немецких компаний получают большое количество поставок из Китая. Из них почти половина планирует снизить эту зависимость. Военные действия на Украине теперь означают, что необходимо переориентировать поиск поставщиков с наименьшими затратами на геополитические альянсы.
«Мы должны постараться повысить безопасность торговли в эти непредсказуемые времена, одновременно используя нашу региональную силу, — заявила Лагард, ранее занимавшая должность директора-распорядителя Международного валютного фонда. —Даже те отрасли, которые не считаются стратегическими, вероятно, ожидают разрушения глобального порядка в сфере торговли и сами корректируют производство».
По материалам Bloomberg