Зарубежные страныНовости экономикиПромышленность

Макрон заставил Канаду ослабить санкции против российского титана

Макрон позвонил Трюдо из-за санкций Канады в отношении российского титана. Канад сделала исключение для Airbus после дипломатического давления. Размолвка по поводу санкций в отношении титана выявляет более широкие риски, связанные с важнейшими минеральными ресурсами

Президент Франции Эммануэль Макрон лично убедил премьер-министра Канады Джастина Трюдо освободить Airbus и другие аэрокосмические компании от санкций в отношении российского титана, сообщили три человека, знакомые с этим вопросом.

Airbus A350-1000 летит во время демонстрации на Сингапурском авиасалоне в выставочном центре Чанги в Сингапуре, 20 февраля 2024 года. REUTERS/Edgar Su/File Photo

Эта деликатная просьба была высказана в ходе телефонного разговора между двумя лидерами в марте, через несколько недель после того, как Канада пошла наперекор союзникам и ввела санкции против стратегического металла, что вызвало тревогу у французской компании Airbus и других компаний, которые все еще полагаются на российские поставки на заводы, расположенные в Канаде или других странах.

Источник, близкий к французскому лидеру, сообщил, что Макрон приложил «значительные усилия», чтобы убедить Трюдо сделать исключение для европейских компаний.

«Много сообщений было передано на всех уровнях», — добавил источник, имея в виду широкое дипломатическое и промышленное давление.

Канадский источник, знакомый с вопросом, сообщил, что Макрон поднял эту тему в разговоре с Трюдо 29 марта в преддверии визита премьер-министра Франции Габриэля Атталя, который также затронул этот вопрос во время своего визита в Канаду.

По словам источника, по крайней мере еще одно европейское правительство также поддержало лоббистские усилия.
Оттава сначала была непреклонна, но через несколько дней изменила свою политику, предоставив Airbus и другим компаниям исключения. Отступление, о котором впервые сообщило агентство Reuters, вызвало политические разногласия по поводу политики санкций и вызвало критику со стороны посла Украины.

«Добиться отмены санкций было нелегко. Я думаю, если бы французское правительство не поднимало вопрос на таком уровне, мы бы держались довольно твердо», — сказал канадский источник.

Офисы обоих лидеров отказались от комментариев, а Airbus заявил, что «соблюдает все применяемые санкции, связанные с Россией».

Источники говорили на условиях анонимности из-за деликатности вопроса.

Застигнутые врасплох

Стремление на высоком уровне сохранить поставки российского титана подчеркивает, как трудно западным странам наказать Россию за ее СВО на Украине, не повредив при этом цепочки поставок в отраслях, которые должны планировать на годы вперед.

Поддерживаемая государством российская компания ВСМПО-АВИСМА исторически является крупнейшим производителем титана аэрокосмического класса, прочность и легкий вес которого делают его идеальным для компонентов, подвергающихся самым тяжелым нагрузкам, таких как детали двигателей и шасси для больших самолетов.

Отучить промышленность от российского титана и других критически важных минералов, производимых в таких странах, как Китай, оказывается непросто.

«Проблема в том, что строительство нового титанового завода… занимает годы, а на сертификацию может уйти год или два», — говорит Кевин Майклс, управляющий директор компании AeroDynamic Advisory.

Хотя Запад ужесточил санкции против Москвы, ранее он избегал блокировать доступ к специализированным сплавам и поковкам ВСМПО, опасаясь нанести ущерб своей аэрокосмической промышленности.

Неожиданное решение Канады запретить импорт с ВСМПО совпало со второй годовщиной конфликта на Украине и застало авиакосмическую промышленность врасплох.

Суматошные звонки в Оттаву начались «немедленно, буквально в тот же день», — говорит второй канадский источник.

Airbus оказался на передовой. Все шасси для ее главного лайнера A350-1000 поставляются с одного завода в Онтарио.

«Airbus был одним из крупнейших лоббистов, и они делали это и через французское правительство», — сказал первый канадский источник.

Представители Airbus и Франции отказались от комментариев.

Решение Канады отразилось на цепочке поставок.

Волновой эффект

Американский аэрокосмический гигант RTX отвечает за создание шасси для A350-1000 на своем дочернем предприятии Collins Aerospace в Оквилле, недалеко от Торонто.

Столкнувшись с решением Оттавы о запрете российского титана, Collins прекратила поставки сырья, сообщили источники.

Компания RTX отказалась от комментариев. В апреле компания взяла на себя расходы в размере 175 миллионов долларов, чтобы покрыть новые поставки, частично связанные с канадскими санкциями.

Санкции Канады также могли нанести ущерб конкуренту Airbus — компании Boeing, но американский производитель самолетов избежал перебоев в работе благодаря отдельному исключению, предоставленному французскому поставщику оборудования Safran, сообщили источники в отрасли.

Компания Boeing объявила в марте 2022 года о прекращении прямых закупок титана в России и, по общему мнению, в меньшей степени подвержена политически чувствительной теме, чем ее европейский конкурент.

Однако, как и Airbus, Boeing закупает шасси для своего 787 Dreamliner, изготовленные в Канаде. Два источника в отрасли сообщили, что завод Safran в районе Торонто продолжает полагаться на титан ВСМПО, пока компания разрабатывает новые источники в Европе.

В прошлом месяце Safran заявила, что добилась исключения из канадских санкций, что, по мнению экспертов по цепочке поставок, позволит ей обеспечить Boeing шасси 787.

Safran отказалась от дальнейших комментариев.

Компания Boeing переадресовала вопросы о российском присутствии субподрядчиков своим поставщикам.

«В настоящее время Boeing получает титан преимущественно в США… и мы продолжаем принимать меры для обеспечения долгосрочной преемственности», — сказал представитель компании.

Компания Airbus, которая в декабре 2022 года заявила, что откажется от российского титана через «месяцы, а не годы», сообщила, что интенсивно работает над снижением зависимости, но отказалась назвать конкретную дату.

«Работа уже идет полным ходом и ведется как можно быстрее», — сказал представитель компании.

Канада не сообщила, когда истечет срок действия исключений, но человек, знакомый с планом, сказал, что он дал отрасли три года. Украина призвала западные страны усилить санкции.

Некоторые опасаются, что спор с Канадой может усугубить другую дилемму для аэрокосмических компаний: жалобы на санкции подчеркивают их зависимость в вопросах стратегических материалов от стран-экспортеров, которые, в свою очередь, могут использовать эту силу, чтобы нанести ответный удар по Западу.

В четверг Китай заявил, что с 1 июля будет контролировать экспорт некоторых чувствительных авиационных и космических компонентов.

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»