Мечты производителей никеля разбились о цены
По данным Международной исследовательской группы по никелю (INSG), в 2022 году дефицит на мировом рынке никеля сменился профицитом
Согласно расчетам INSG, в прошлом году поставки этого ключевого металла, используемого при производстве аккумуляторов для электромобилей, превысили спрос на 112000 тонн – крупнейший профицит с 2014 года.
Но это невозможно понять, глядя на Лондонскую биржу металлов (LME), где зарегистрированные запасы никеля сократились почти на 20% с начала января, а трехмесячные фьючерсы остаются на высоком уровне в районе $25000 за тонну.
Однако за последний год лондонский рынок все больше отрывается от физической цепочки поставок.
«В реальности глобальный механизм определения цен на этот важнейший элемент энергетического перехода не работает», – считает Хью Маккей, вице-президент по рыночному анализу и экономике в компании BHP Group (BHP.AX ), которая является крупным западным производителем никеля.
Кроме того, сам статус LME как мирового эталона оказался под вопросом после обвала рынка в марте прошлого года.
Никелевый бум в Индонезии
Изменение динамики рынка в прошлом году связано с Индонезией, чье правительство намерено превратить страну в крупный хаб поставок металлов для аккумуляторов. По данным INSG, в 2022 году добыча никеля в Индонезии увеличилась на 48% до 1.58 млн тонн. Сейчас на долю страны приходится около половины мирового производства.
Бум добычи подогревает бум в сфере переработки: в 2022 году производство никельсодержащего чугуна (NPI) выросло на 32%, а выпуск полуфабрикатов из никеля почти утроился, достигнув 288000 тонн.
Индонезийские металлургические заводы изготавливают все больше разнообразных форм никеля, поскольку операторы проводят эксперименты для превращения низкосортной руды в химический состав, который могут использовать производители электромобилей.
Китайские компании оказались в центре промышленной революции, а импорт никеля в Китай отражает происходящие изменения. Импорт индонезийского штейна, вида никеля, который производится с учетом требований аккумуляторной цепочки, вырос с нуля в 2021 году до 168000 тонн в 2022 году.
Поставки индонезийских полуфабрикатов, таких как оксид никеля и смешанный осадок гидроксида (MHP), увеличились до 460000 тонн по сравнению с 56000 тонн в 2021 году.
Поток индонезийского никельсодержащего чугуна в Китай продолжает расти, прибавив в прошлом году еще 72% и достигнув 5.4 млн тонн.
Поскольку в Индонезию по-прежнему вливаются инвестиции, в том числе от западных производителей и производителей аккумуляторов, которые пытаются не отставать от китайских игроков, никелевый бум в стране, судя по всему, не закончится в ближайшее время.
Разделение на классы
Проблема в том, что ни один из этих индонезийских продуктов не подходит для продажи на LME или на Шанхайской фьючерсной бирже, которые торгуют рафинированным металлом I класса. Цена на LME отражает динамику рынка класса I, где больше года наблюдался дефицит и который по-прежнему очень чувствителен к новостям из России.
Норникель, который в целом пока избегает санкций, произвел в прошлом году 218970 тонн никеля, причем это все рафинированный металл. Однако рынок никеля I класса сокращается по мере роста производства никеля II класса в Индонезии. Около 70% цепочки поставок физического никеля имеют скидку по сравнению с эталонным показателем LME.
Скидки на такие продукты, как штейн и ферроникель, резко увеличились в последние месяцы, поскольку рынок пытается поглотить волну индонезийских поставок.
Действительно, разрыв с ценами на LME настолько заметен в некоторых сегментах рынка, что игроки экспериментируют с другими методами.
Ценовое агентство Fastmarkets отмечает возврат к контрактам с фиксированной ценой на западном рынке ферроникеля, использование формулы NPI плюс премия на китайском рынке, а также появление отдельной схемы ценообразования MHP.
Существует не одна, а несколько цен на никель.
Неподходящий эталон
BHP (BHP.AX) призывает пересмотреть правила физической поставки на LME. Биржа активно ищет способы, которые позволят отразить изменения в динамике никеля. Однако в прошлом LME не смогла разработать контракт класса II из-за отсутствия стандартного физического эталона, на основе которого можно было бы создать жизнеспособный продукт.
При этом после рыночного хаоса в марте прошлого года нынешний контракт класса I на LME столкнулся с хроническим отсутствием ликвидности и высокой волатильностью. Многие участники ушли с лондонского рынка после того, как LME приостановила торги на шесть дней и отменила сделки.
В прошлом году объемы никеля на LME снизились на 28%, а в январе активность была на 60% ниже, чем в январе 2022 года. Возобновление торгов во время азиатской сессии в следующем месяце может улучшить перспективы контракта. А остальные пока выжидают.
CME Group (CME.O) планирует запустить контракт на никель с ценами на платформе, которая будет запущена британской компанией Global Commodities Holdings (GCH). GCH сгенерирует индекс цен на никель класса I на основе физических транзакций, аналогичных ее продуктам globalCOAL.
Идея в том, чтобы снова привязать информацию о ценах на никель к физическим поставкам, возвращаясь к основам самой LME. Однако это может привести к дальнейшему снижению цен на рафинированный металл. В то же время проблема ценообразования на никель II класса становится все острее.
Разрыв между двумя сегментами рынка стал основной причиной срыва контракта в марте прошлого года. Возможно, триггером послужил военный конфликт между Россией и Украиной, однако перегрузка произошла из-за огромных коротких позиций Tsingshan Group по индонезийскому никелю, который так и не был доставлен на склады LME.
Угроза нового обвала будет сохраняться до тех пор, пока производители класса II хеджируют ценовые риски на рынке, который не торгует их продуктами.
Физическому рынку, который становится все разнообразнее, нужны более эффективные инструменты хеджирования. И лучше поспешить, так как постоянный рост производства в Индонезии усиливает раскол в мировой системе ценообразования.
Подготовлено по материалам агентства Reuters