Минпромторг прорабатывает переход к экипажу из одного пилота на самолетах
Минпромторг прогнозирует, что в 2030-е годы можно будет перейти к одночленному экипажу на коммерческих самолетах, что позволит существенно снизить стоимость их эксплуатации, пишет РБК.
Как следует из тендера, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок, чтобы исключить увеличение нагрузки на единственного пилота, ведомство к концу 2024 году рассчитывает разработать интеллектуального «виртуального второго пилота».
Заявка на выполнение научно-исследовательской работы «Расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, и анализ условий их применимости в самолетах транспортной категории» (шифр «Интеграл Т») была размещена 9 августа. Цена контракта заявлена в размере 2, 877 миллиарда рублей.
«Достижение цели Стратегии по цифровой трансформации и удовлетворение современным требованиям к перспективным ВС требуют поиска принципиально новых, инновационных и интеллектуальных подходов и технологий при разработке программных и архитектурных решений комплекса бортового оборудования (КБО) ВС», — отмечается в прилагаемых материалах.
Чтобы перейти к одночленному экипажу и снизить нагрузку на пилота, нужно модернизировать информационно-управляющее поле кабины экипажа «путем его эргономической перекомпоновки с использованием визуальных, тактильных и звуковых человеко-машинных интерфейсов», разработать технический облик «виртуального второго пилота» и интегрировать его в будущую систему управления воздушным движением.
Исполнителю надлежит разработать порядка десяти технологий, а также создать демонстратор «виртуального второго пилота» для самолетов. Он должен представлять собой полунатурный макет универсальной кабины экипажа с имитацией окружающей обстановки.