Регионы РоссииЭксперты инвестиций

Обзор экономики и инвестиций Дальнего Востока и ДФО

Обзоры регионов

Территория и расположение

Макрорегион Дальний Восток имеет удобное расположение. В Азиатско-Тихоокеанском регионе он граничит с Китаем (с населением 1,4 млрд человек), крупными и развитыми экономиками Японии и Южной Кореи, Индонезии, Таиланда, Малайзии, Сингапура.

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает территорию площадью 6 952 555 кв. км на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, что составляет 40,6 % площади России. Это крупнейший по площади федеральный округ.

По суше ДФО граничит с Китаем, Монголией и КНДР, по морю — с США и Японией. Большинство субъектов округа имеют выход к морю. В ДФО расположены единственные в России — автономная область (Еврейская) и автономный округ (Чукотский).

Численность населения округа — около 8 124 000 чел. Плотность населения — около 1,17 чел./кв.км. Городское население составляет 73,34%. Центр федерального округа — город Владивосток. В ДФО нет ни одного города-миллионера.

В регионе построены два трансграничных перехода: автомобильный мост Россия — КНР в Амурской области и железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян в Еврейской АО, который рассчитан на пропуск поездов по пути с колеей двух стандартов: российской — шириной 1520 мм и китайской — 1435 мм.

Преференции для инвесторов

Удаленность Дальнего Востока от экономических центров России, а также непростая по инфраструктуре и климатическим условиям территория округа усложняют привлечение инвесторов. На Дальнем Востоке созданы особые для России преференциальные механизмы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ). Образовано 22 дальневосточные ТОР и ТОР «Столица Арктика», а режим СПВ действует в 22 муниципальных районах пяти регионов. В них резидентам доступны налоговые и административные преференции, инфраструктурная субсидия, льготное финансирование, а также адресная инфраструктурная поддержка крупным инвестиционным проектам.

Это способствует появлению новых проектов. Так, в Якутии активно развивается промышленный кластер по добыче и переработке коксующихся углей. Начата разработка Удоканского, Баимского и ряда других крупных месторождений. Строятся Находкинский завод минеральных удобрений и газоперерабатывающие заводы в Амурской области. На Дальнем Востоке реализуется более 2,6 тыс. новых инвестиционных проектов. В качестве резидентов ТОР и СПВ компании заключили инвестиционные соглашения более чем на 5,5 трлн руб. Более 70% — это инвестиции в несырьевые предприятия. Создано около 66 тыс. новых рабочих мест.

Поиском инвесторов и сопровождением проектов занимается Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), которая ведет работу по привлечению инвестиций, управлению преференциальными режимами, инфраструктурному обеспечению промышленных территорий, социальному развитию. Функция по финансированию проектов возложена на госкорпорацию ВЭБ.РФ. Сформирован портфель перспективных проектов. Утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035-го.

Инвестиции на Дальний Восток

На Дальний Восток инвестируют Китай, Япония, Республика Корея, Австралия, Индия, Вьетнам и другие страны. Более 100 иностранных компаний реализует здесь проекты объемом около 247 млрд руб. Положительным стимулом для иностранных инвесторов является государственная политика в отношении ДФО, включая создание Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.

Ряд крупных проектов (в сфере промышленности, сельского хозяйства, логистики и гостиничного бизнеса) развивают в Приморском крае корейские инвесторы. Японские инвесторы принимают участие в реализации ряда проектов на территориях опережающего развития и свободного порта. При участии японских компаний заключен крупный экспортный контракт на поставку метанола. Представители французских компаний посетили предприятия и ознакомились с перспективными проектами на территории Приморского края, Сахалинской области, Камчатского края. Интерес к реализации проектов в области «зеленой» энергетики проявляет австралийский бизнес.

Постепенно макрорегион становится мощным промышленным и инновационным центром в тихоокеанской части России. Важную роль в привлечении новых инвестиций играет Восточный экономический форум (ВЭФ).

Развитие цифровых технологий

В регионе действуют два онлайн сервиса, помогающих инвесторам в аквакультуру (aquavostok.ru) и в лесную отрасль (лесвосток.рф — тестируется в Забайкалье и Хабаровском крае). Создается цифровая платформа «Цифровой госплан», чтобы создавать цифровые двойники целых регионов и отраслей экономики.

В Якутии действует первый на Дальнем Востоке ИТ-парк, где зарегистрировано 110 компаний, которые занимаются компьютерной лингвистикой и ИИ, безопасностью платформ управления, разработкой мобильных приложений, робототехникой, дополненной и виртуальной реальностью, облачными технологиями и технологиями беспроводной связи, другими передовыми направлениями. Также ИТ-парк открылся в Южно-Сахалинске.

Инновационный центр на базе Дальневосточного федерального университета, должен стать первой технологической долиной Дальнего Востока с особым преференциальным режимом, развитой инфраструктурой для работы ученых, инженеров и предпринимателей со всего мира. В качестве приоритетных направлений исследований определены Мировой океан, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии.

Земля для жителей региона

В регионе реализуется программа «Дальневосточный гектар». Участниками программы стали уже более 94 тыс. человек, между ними распределены 64,2 тыс. гектаров земли. В этом году программа распространена на Арктику, а граждане, успешно освоившие свои участки, могут получить дополнительный бесплатный гектар.

Свободный порт Владивосток (СПВ)

Резиденты СПВ (их более 2 тыс.) реализуют инвестиционные проекты объемом более 1,1 трлн руб. Более 260 компаний ввели предприятия в эксплуатацию и выпускают широкий ассортимент продукции. В режим СПВ может попадать любая территория в муниципалитете. При этом бизнес получает административную поддержку, налоговые и таможенные преференции, доступ к льготному банковскому финансированию. Резидентами СПВ становятся бизнесмены, заинтересованные в масштабировании работающих проектов.

Финансовая устойчивость региона

Эксперты Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) провели исследование и дали анализ финансовой устойчивости регионов Дальневосточного федерального округа.

Регионы Дальневосточного федерального округа имеют дефицитный характер бюджетов из-за различных факторов. Необходимость покрытия бюджетных дефицитов в регионах ДФО ведет к росту их долговой нагрузки и снижению остатков на счетах. Всего лишь три региона — Чукотский автономный округ, Амурская область и Приморский край, закончили четырехлетний период 2016 — 2020 г.г. с профицитом. Регионы, в которых дефицит бюджета был наиболее существенным, стали Хабаровский край, Республика Бурятия, Сахалинская область, Еврейская автономная область, а также Камчатский край.

На территории ДФО находятся шесть из десяти наиболее крупных по площади субъектов РФ и четыре из пяти с наименьшей плотностью населения. При этом у регионов округа имеются существенные различия по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения как между собой, так и в сравнении со среднероссийским показателем регионов, не специализирующихся на добыче полезных ископаемых. Это ограничивает их возможности по формированию доходной базы бюджета.

Ознакомиться с полным исследованием можно по ссылке Исследование АКРА.

Инвестиции в инфраструктуру

Проблемы и перспективы инфраструктурной отрасли макрорегиона проанализированы в подгоовленном к ВЭФ аналитическом обзоре InfraOne Research «Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток»

2020 год оказался для инфраструктуры Дальнего Востока не столь плохим, как можно было ожидать. Падение пассажиропотока в транспорте компенсировала позитивная динамика грузоперевозок, для реализации проектов в округе были выпущены первые в стране социальные облигации, незначительно, но выросли бюджетные вложения в инфраструктуру, а рынок концессий и ГЧП этой территории показал рекордный рост. Сейчас в ДФО запущено почти 70 инициатив в этих форматах примерно на 260 млрд руб.

Однако, инфраструктура Дальнего Востока изнашивается быстрыми темпами. Заметную роль в слабом обновлении инфраструктуры играют транспортная и добывающая отрасли — одни из главных для макрорегиона. На них приходится почти половина всех основных фондов округа — 44,2% в 2019 году. Более 10% инфраструктуры этих двух отраслей изношены полностью.

Дальний Восток входит в список приоритетных геостратегических территорий страны и имеет ряд преференций в получении господдержки, у него есть «свои» стратегия и госпрограмма, но на сфере инфраструктуры это мало отражается. Дальневосточные ТОР заметно поддерживают «сырьевые» проекты, но их влияние на экономику округа в целом пока неоднозначно. На инвестиции в проекты, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых, приходится 80% суммарных вложений резидентов ТОР. Из вложенных резидентами около 1,5 трлн руб. свыше 70% приходится на строительство объектов связанных с поставками газа по магистральному трубопроводу «Сила Сибири».

Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) пока не получили распространения на Дальнем Востоке — инвесторы предпочитают режимы ТОР и СПВ. Инструментарий СЗПК еще требует донастройки, поэтому, инвесторы продолжат использовать более привычные способы получения льгот, главным образом в рамках ТОР и СПВ.

Облигации для финансирования инфраструктурных проектов пока не распространены в ДФО, но некоторые виды облигаций скоро могут начать более активно использовать. В частности, у ДФО есть потенциал для привлечения средств от размещения инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ в проекты, связанные со строительством жилых комплексов. В число пилотных регионов, где будет опробован новый механизм, вошла Сахалинская область, которая получит 11,6 млрд руб. на создание инфраструктуры.

При этом проблемы с инфраструктурой в регионах ДФО остаются: износ основных фондов, потребность отрасли в дополнительных инвестициях, нехватка готовых проектов и отсутствие опыта использования сложных инвестиционных инструментов у местных властей.

Ознакомиться с полным исследованием можно по ссылке Исследование InfraOne Research.

© Аналитический отдел Регион-Инвест

Если Вам нужна консультация по инвестициям, свяжитесь с нами в разделе Обратная связь.

Читайте новости инвестиций и бизнеса в Telegram-канале Про Инвестиции

Источники: Investinregions, Фонд РК-Инвестиции, InfraOne Research

Кнопка «Наверх»