Венчурные проектыЭксперты инвестиций

От чего и от кого зависит успех фильма: Продолжение.

Инвестиции в кинобизнес

И снова здравствуйте! 

В прошлой статье я предложил свое видение по важнейшим составляющим успеха кинофильма. 

Если помните, там были вот такие 6 пунктов : 

  1. Сценарий 
  2. Режиссер 
  3. Продюсер 
  4. Звёзды 
  5. Дистрибьютор 
  6. Бюджет

Мы успели разобрать первые три, а сегодня пойдем дальше! 

Итак, звёзды! 

Звёзды, это — счастье, это восторг и это постоянная боль, нервы и бессонные ночи  режиссеров и продюсеров! 

Чего там греха таить, на месте  звезды  хочет быть практически любой член съёмочной группы, включая инвесторов, продюсеров и режиссера фильма. Есть конечно исключения, но думаю, я процентов на 95 прав. 

Ну а что, приехать на площадку, поселиться в шикарном трейлере, поработать  немного на камеру, получить огромный гонорар практически ни за что — разве не это предел мечтаний и зависти любого человека? 

Но вот какая проблема — мир капиталистического порока, он же Голливуд, никогда никому старается не переплачивать и очень прагматично подходит к расходованию средств — деньги тратятся на то, что имеет наибольшую ценность. 

И в кино наибольшая ценность, а соответственно, большие расходы и непропорциональные гонорары — именно у звёзд! 

И именно звёзды обладают наибольшим влиянием на зрителя, который понесет свои кровные в кассу кинотеатра. 

Немного истории — именно в Голливуде ещё 100 лет назад был придуман институт звёзд. Звёзды по факту принадлежали (были связаны эксклюзивным контрактом)  крупным  студиям, и те не жалели креатива и средств, чтобы как можно активнее раскручивать своих питомцев, которые несли золотые яйца и никуда не могли деться с подводной лодки. 

Потом со звёздными рабством было покончено, но публика привыкла следить за жизнью звёзд, знать все о их пристрастиях, увлечениях и личной жизни  и, конечно же, покупать билеты на кинофильмы с любимыми актерами. 

Во все времена Голливуда были звёзды, фактически 100% гарантирующие большие кассовые сборы. 

Например, Арнольд Шварценеггер в 80-ые годы, Джим Кэрри в 90-ые или Уилл Смит в нулевые. 

Хотя, уже до пандемии, в эпоху крупных франшиз и глобальных бюджетов, институт звёзд несколько потерял свое величие, но факт остаётся фактом — самое сложное и главное — это подписать звезду на кинопроект. 

Это я про Голливуд. В России ситуация несколько иная — звёзд, гарантирующих кассу в России не было и нет. Но есть несколько актеров, которые могут превратить фильм в событие — Машков, Нагиев, Хабеский, Петров, Козловский и ещё пара актеров. А могут и не превратить — у каждого из них есть как фильмы с огромными сборами, так и проекты для души (видимо) ,которые прошли почти незамеченными. 

Думаю, Том Круз и Скарлет Йоханссон им даже немного  завидуют в плане выбора проектов. 

В Голливуде есть классическая последовательность упаковки фильма:  продюсер — сценарий — режиссер — звезда — дистрибьютор — финансирование — продакшн.

Но бывают и другие варианты, например, когда звезде очень нравится сценарий и он готов сниматься в его экранизации и сам готов участвовать в продюсировании фильма : 

Звезда — продюсер — финансирование — режиссер — сценарий — дистрибьютор —  продакшн. 

Справедливо было добавить, что звёздами в моем текущем понимании, не всегда являются  актеры, есть звёзды режиссеры — Квентин Тарантино, Кристофер Нолан, в России таковыми  являются   Клим Шипенко, режиссер фильмов ,» Текст» и «Холоп» и Федор Бондарчук.  Есть и продюсеры — звёзды, например Джордж Лукас, Джерри Брукхаймер или Тимур Бекмамбетов. 

Так или иначе, звёзды в фильме — это, так скажем  — самый крупный кусок пирога в успехе проекта.

Дистрибьютор 

Все мы понимаем, что каким бы талантливым не был фильм, никто его не увидит, если в  проекте нет дистрибьютора. 

 Дистрибьютор — что это за зверь такой  и какие бывают дистрибьюторы? 

Мейджоры (Majors) —  ну тут все понятно. Мейджор — это одна из нескольких крупнейших кинокомпаний Голливуда, которая  сама снимает, продвигает и продает права на свои фильмы на территории всего мира, как правило, через свои дочерние структуры в отдельно взятой стране. Этакая вертикально интегрированная компания, где вся цепочка  принадлежит ей. Раньше и кинотеатры принадлежали мейджорам, но эта халява закончилась. Когда все свое, очень удобно оптимизировать налоговые схемы, подключая  собственные  компании под разные этапы процесса. 

Также, мейджоры занимаются продвижением не только своих, но и актуальных для рынка фильмов  производства независимых компаний. 

В России тоже есть компании, которые называются мейджорами, правда,  они не контролируют  все этапы производства и продаж как голливудские, зато получают невозвратные деньги в большом объеме от государства, которое, как известно, главный инвестор и спонсор российского кинобизнеса. 

Единственным исключением является компания ЦПШ, которая занимается производством фильмов, закупкой зарубежных прав, кинопрокатом и продажей всех видов прав на территории России. 

Получить контракт на дистрибьюцию своего фильма, например, с компанией Universal — это большая удача для независимого производителя. Хотя, в результате, можно остаться и без штанов, играя с титанами рынка.  

Поэтому, большей частью независимые производители работают с sales agents.  

Sales agent — дистрибьютор (как правило голливудский)  который продает права на фильм в разные страны, где их покупают независимые дистрибьюторы в отдельной стране или группе стран, которые могут делать с правами на своей территории все что посчитают нужным. Например, вкладываются в рекламу и выпускают фильм в прокат, или сразу продают, а потом перепродают права платформам и телеканалам. 

Дистрибьютор кинопроката — компания, которая занимается прокатом фильма на территории своей страны — участвует (не всегда) в рекламном бюджете картины, договаривается с кинотеатрами, продумывает и реализует  концепцию  продвижения фильма, долго и нудно просит кинотеатры заплатить за уже показанный фильм и даже иногда может на них в суд.

Дистрибьция кинофильмов

Часто дистрибьютор занимается и покупкой прав на иностранные фильмы и прокатом и продажей фильма на все возможные каналы — ТВ, онлайн кинотеатры, в отели, авиакомпании ( там тоже покупают права) и даже на DVD и Blu-ray ( это уже почти умерло, хотя в США объем продаж на DVD и Blu-ray до сих пор  больше, чем весь российский кинорынок).

Дистрибьютор — это очень  важно для успеха фильма, хотя все таки, это в большой степени производная от качества созданного фильма. 

Если фильм получился и актуален для широкой аудитории, любой дистрибьютор будет заинтересован в сотрудничестве. 

Бюджет 

Кино — это самое дорогое из искусств и ошибки здесь стоят очень дорого. 

Как и в любом другом виде бизнеса, есть два полярных мнения: 

  • Первое — если есть талантливый сценарист/режиссер/актеры, то деньги обязательно найдутся и
  • Второе — если есть деньги, то будут и талантливые люди и успех в прокате. 

Так вот, оба эти мнения неверны. И талантливые люди бьются годами и не могут найти деньги и наличие крупного бюджета совсем не гарантирует качества и зрительский успех картины. 

Я думаю, истина где то посредине, вместе с приличным бюджетом и талантливыми людьми. 

Искушённый киноман сразу вспомнит про «Ведьму из Блэр»  или «Десперадо» Роберта Родригеса, снятый за 12 000 долларов. Вынужден огорчить, кроме съёмки за смешные деньги, этим фильмам  потребовался пост-продакшн тысяч за 150-300 долларов , подготовка к прокату и печать копий ещё тысяч за 600, (в случае с Ведьмой — значительно больше) и рекламный бюджет, который исчисляется миллионами, а иногда и десятками миллионов долларов .  

Есть жанры, где без огромного  бюджета вообще делать нечего, например фэнтэзи, боевики со взрывами и погонями или исторические фильмы. 

Есть жанры, где большой бюджет скорее моветон, такие как хороры, которые снимаются в одной-двух локациях  или артхаусные экзистенциальные  драмы для показа на фестивалях. Хотя при желании и опыте и хоррор в одной локации можно раскачать до десятков миллионов долларов бюджета. 

Удивительно, но бюджеты голливудских и российских  фильмов начинаются примерно с одинаковых цифр в районе 150 — 200 тысяч долларов (минимум, за который можно снять кино, которое технически можно показать в кинотеатре), а вот заканчиваются совсем разными цифрами : с среднем, крепкий российский фильм — это в районе 3 — 4 млн. долларов, а российские комедии, которых производят достаточно много, так и вообще $1-1.5 млн.  

Крупнобюджетное российское кино — это максимум 20 млн. долларов (Вратарь Галактики, Викинг). Фильмы Н.С. Михалкова и Ф.С. Бондарчука  мы рассматривать не будем, он живут и творят в параллельной вселенной. 

А верхняя планка голливудских фильмов это уже сотни миллионов долларов: каждая серия из Мстителей стоит больше $300 миллионов, а рекордсменом является фильм: «Пираты Карибского моря: на странных берегах» с производственным бюджетом $378 000 000!!! долларов. 

Из чего же складывается бюджет фильма, где и как  привлекать средства, а,  главное, как отбиваются эти бюджеты? 

Об этом мы расскажем в следующей статье, не переключайтесь!

Автор: Александр Изотов — кинопродюсер, эксперт по инвестициям в кинобизнес, президент кинокомпании Царь Pictures

Предыдущие материалы об инвестициях в кинобизнес:

Первая статья на тему: Инвестиции в киноиндустрию — хайп или бизнес?

Вторая статья: Инвестиции в кинобизнес. От чего и от кого зависит успех фильма?

Для консультации по инвестициям в кинобизнес, свяжитесь с нами в разделе Обратная связь.

Канал Про Инвестиции — Новости инвестиций и бизнеса в Telegram

Кнопка «Наверх»