Почему танкеры застряли в турецких водах?
Виной тому все лишь одно письмо-подтверждение, которое Турция требует от страховых компаний. Но представление такого письма может стать фактом нарушения санкций ЕС, Великобритании и США.
Нефтяные танкеры ждут на якорной стоянке в Черном море у Килиоса недалеко от Стамбула, Турция, 8 декабря 2022 года. REUTERS/Mehmet Emin Caliskan
Морские власти Турции заявили в четверг, что продолжат блокировать проход нефтяных танкеров, не имеющих соответствующих страховых свидетельств, добавив, что страховые проверки судов в ее водах являются «рутинной процедурой».
Затор создает растущее беспокойство на рынках нефти и танкеров и возникает в связи с тем, что Большая семерка и Европейский Союз вводят верхний предел цен на покупку российской нефти.
Миллионы баррелей нефти в день перемещаются на юг из российских портов через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.
Вот основные факты по этому вопросу.
Суда обычно имеют страховку защиты и возмещения убытков (P&I), которая покрывает иски об ответственности перед третьими лицами, включая ущерб окружающей среде. Отдельные политики страхуют суда от физических повреждений.
Турецкие власти ввели новые требования, вступившие в силу в начале декабря, согласно которым каждое судно должно иметь страховое покрытие P&I на все обстоятельства при плавании через турецкие воды или при заходе в порты.
В циркуляре, выпущенном Министерством транспорта и инфраструктуры Турции 16 ноября и опубликованном Reuters, говорится, что «необходимо подтвердить, что страхование P&I по-прежнему действует во время прохода грузовых судов, особенно сырой нефти… через турецкий порт, турецкие проливы».
Ссылаясь на потенциально катастрофические последствия любой аварии, говорилось «Наиболее экономически эффективным и разумным решением было бы получить дополнительное письмо-подтверждение того, что судно по-прежнему будет застраховано действующей страховкой P&I во время этого рейса».
Новые правила вступили в силу до того, как 5 декабря на российскую нефть, перевозимую морским путем, был введен потолок в размере 60 долларов за баррель.
При таком механизме западные страховщики должны иметь доказательства того, что российская нефть продается по установленной предельной цене или ниже этой цены. У отрасли есть 45-дневный переходный период и 90-дневный льготный период, если G7 изменит ценовой потолок позднее.
Страховщики судов заявляют, что турецкие требования будут означать продолжение обеспечения покрытия и, таким образом, возмещения любых убытков, даже в случае, если будет установлено, что судно нарушает западные санкции.
Верхний уровень страховщиков P&I, насчитывающий 13 клубов, покрывает около 90% мирового океанского тоннажа и представлен ассоциацией International Group.
Международная группа, которая провела переговоры с турецкими властями, пришла к выводу, что клубы-члены не должны выпускать такое письмо, говорится на этой неделе в консультативных записках клубов P&I.
«Выдача письма-подтверждения в этих обстоятельствах может привести к нарушению клубом санкций в соответствии с законодательством ЕС, Великобритании и США, и поэтому клубы не могут выполнить запрос турецких властей», — говорится в бюллетене страховой компании UK P&I Club.
С момента вступления правил в силу один танкер, застрахованный российской страховой компанией «Ингосстрах», смог выйти в море после подачи письма.
Ассоциация Международной палаты судоходства (ICS), которая представляет более 80% мирового торгового флота, заявила, что надеется на быстрое решение проблемы.
«Нам известно, что ведутся обсуждения на высоком уровне, чтобы внести ясность в требования правительства Турции о том, что танкеры с сырой нефтью, заходящие в турецкие воды или проходящие транзитом, должны предоставить гарантии от страховщиков владельца, что покрытие останется даже в случае нарушения санкций», — заявил представитель ICS.
«Уведомление выходит за рамки обычных подтверждений страхового покрытия, вызывая задержку судов, пока требуется ясность в отношении объема новых требований».
Турецкие проливы, включающие Стамбульский пролив Босфор и Дарданеллы, отделяют Азию от Европы.
Босфор, 17-мильный водный путь, соединяющий Черное море с Мраморным морем и, в конечном счете, со Средиземным морем, является одним из самых важных в мире узких мест для морского транзита нефти.
Согласно анализу Управления энергетической информации США, в 2017 году через Босфор проходило более 3% мировых поставок или 3 млн баррелей в сутки, в основном из России и Каспийского моря.
40-мильный пролив Дарданеллы отдельно соединяет Мраморное море с Эгейским и Средиземным морями.
Судоходное агентство Tribeca сообщило, что количество танкеров, ожидающих в Черном море пересечения пролива Босфор на пути в Средиземное море, выросло до 19 с 16 ранее в четверг.
Агентство сообщило, что с учетом 9 других ожидающих в Дарданеллах танкеров в общей сложности их скопилось уже 28 судов.
По материалам Рейтер