Мировые рынки

Решится ли проблема нехватки чипов сама собой?

Государственные субсидии могут привести к переизбытку предложения

Кризис в одной компании — это возможность для другой. Нехватка полупроводников взвинтила прибыли таких компаний, как Nvidia, чьи микросхемы повсюду: от видеоигр до платформ машинного обучения и центров обработки данных. Такой ажиотаж сыграл на руку производителям, но для некоторых покупателей стал проблемой.

Среди жертв — автопроизводители, превратившие свою продукцию в компьютеры на колесах. Прибыль Ford, второго по величине американского автопроизводителя, в последнем квартале упала вдвое на фоне нехватки чипов. Аналитики утверждают, что в этом году отрасль может произвести на 5 млн автомобилей меньше, и все из-за отсутствия их мельчайших компонентов.

Трудности испытывают не только автокомпании. Apple и Microsoft тоже не останутся в стороне. Даже политики вмешиваются в это дело — в конце августа вице-президент США Камала Харрис посетит Вьетнам, где процветает электронная промышленность. Ангела Меркель, канцлер Германии, пожаловалась на небольшую долю Европы в мировом производстве микросхем.

Дефицит наложился на внезапный рост спроса. Производство чипов — циклический бизнес, который на протяжении десятилетий в период между пиками и спадами демонстрирует уверенный рост, так как компьютеры используются во всех сферах общества. Все усугубила пандемия — из-за локдауна покупатели проводили гораздо больше времени в интернете и чаще использовали свои устройства. Результатом и стал резкий рост спроса на гаджеты и полупроводники, которые питают центры обработки данных.

Рыночная капитализация Nvidia

Источник: The Economist

Кризис привел к трем последствиям. Во-первых, инвестиционный бум. Такие крупные производители, как Intel, Samsung и tsmc в следующие несколько лет планируют потратить сотни миллиардов долларов на дополнительные мощности. Как это и происходит на многих рынках, лучшее лекарство от высоких цен — высокие цены.

Во-вторых, покупатели адаптируются так же, как и производители. Когда в начале пандемии спрос рухнул, автоиндустрия сократила свои заказы у производителей чипов. Однако как только спрос восстановился, автомобильная промышленность оказалась в самом конце очереди из-за долгого выполнения заказов и конкуренции со стороны другой крупной влиятельной технологической индустрии.

Этот неприятный опыт побудил автопроизводителей ужесточить контроль над поставками самых необходимых компонентов. Следуя примеру Tesla, Volkswagen объявил о планах самостоятельно заняться разработкой чипов. Некоторые же фирмы налаживают более тесные отношения с производителями микросхем. Например, японский гигант Toyota относительно хорошо пережил дефицит, так как медленнее сокращал заказы в начале пандемии. В июне Роберт Бош, крупный поставщик автомобильных запчастей в Дрездене, заработал €1 млрд ($1,2 млрд). Пересмотренные цепочки поставок будут более устойчивыми.

В-третьих, нежелательным последствием стал всплеск «технонационализма». Америка планирует выделить миллиарды долларов на то, чтобы вернуть своих чипмейкеров из Восточной Азии. Европа хочет удвоить свою долю в мировом производстве до 20% к 2030 году. Даже Великобритания заявила, что небольшая фабрика по производству микросхем в Уэльсе — вопрос национальной безопасности.

Есть мнение, что чипы стали «командными высотами» экономики, подобно нефтеперерабатывающим и автомобильным заводам в 20 веке. Концентрация производства в Тайване представляет собой неудобный геополитический риск. Однако, как выяснили правительства прошлого века, субсидии приводят к производственным переизбыткам. Это, в конечном счете, ведет к еще большему количеству требований к государственным деньгам для поддержки неконкурентоспособных предприятий. Нехватка чипов решится сама собой. Правительствам нужно устоять перед искушением вмешаться в эту проблему.

по материалам издания The Economist

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»