Прожить без российского сырья можно, но сложно
Высокие цены переживут санкции и, может быть, даже нас
В 1866 году классик русской литературы Николай Некрасов опубликовал первую часть поэмы в четырех частях «Кому на Руси жить хорошо». В ней рассказывается о том, что отмена крепостного права не принесла крестьянам богатства или счастья. Первая часть заканчивается словами «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!»
Теперь, полтора века спустя, эти стихи становятся притчей об остракизме России и его вероятных последствиях для всех остальных. Можно ли уничтожить одиннадцатую по величине экономику в мире, сопоставимую с Австралией, и не спровоцировать хаос? Можно. Но со времен Некрасова и после развала Советского Союза цепочка, связывающая Россию с мировой экономикой, крепла и усложнялась. Россия занимает первое, второе и третье место соответственно среди производителей природного газа, нефти и угля. Европа пользуется энергией, которую ей поставляет восточный сосед. На долю России приходится половина всего импортируемого Америкой урана. Страна поставляет десятую часть всего потребляемого в мире алюминия и меди, а также пятую часть никеля аккумуляторного качества. Его доля в драгоценных металлах, таких как необходимый автомобильной и электронной промышленности палладий, еще больше. Кроме того, Россия — важнейший источник пшеницы и удобрений.
Осторожно, газ!
До недавнего времени Западные страны в своих запретах старательно обходили сырьевой сегмент. Америка объявила эмбарго на покупку российской нефти 8 марта, но страна и так ее почти не импортирует из России. Великобритания собирается прекратить закупки позднее в этом году. Однако на этом ограничения, судя по всему, не закончатся. От одной мысли об этом рынкам делается дурно. Когда госсекретарь США Энтони Блинкен сказал, что обсуждал с союзниками тотальный запрет, цена на нефть марки Brent выросла до 139 долларов за баррель, с начала года подорожав в два раза. С тех пор баррель подешевел до $113. Газ тоже трясло на всех режимах: 8 марта контракты, связанные с европейской оптовой ценой, подорожали на треть до 285 евро за м/ч, за год цены выросли в 18 раз, а все потому что Россия обещала отомстить. В тот же день Лондонская биржа металлов во второй раз за свою 145-летнюю историю приостановила торговлю никелем, испугавшись роста цен в два раза относительно предыдущего рекорда. Цены на другие металлы тоже обновили максимумы.
Шок такой глубины и размаха беспрецедентен. Сырьевой индекс, рассчитываемый Thomson Reuters, показал самый резкий трехмесячный рост за всю историю с 1973 года. За неделю, закончившуюся 4 марта, он показал самый большой рост с 1956 года. Однако за пределами торговых площадок истерики пока не видно. Но спокойствие будет недолгим. «Сейчас цены — это просто цифры на экране. Через четыре недели они станут реальностью», — комментирует трейдер. Если напряженность усилится, энергию и металлы мы вскоре будем получать по талонам. Людям и компаниям придется приспосабливаться к болезненной реальности. Богатый мир будет фыркать.. Бедные страны пойдут ко дну. В конце концов, Россия может прогнуться, но не раньше, чем разорванная цепь развернется и вдарит во всего размаху по всему остальному миру.
Причины для паники есть
Сырьевые рынки паникуют по двум причинам. Во-первых, на многие ресурсы уже формировались дефициты еще до конфликта. Причина — высокий спрос. Экономика начала восстанавливаться после карантинов, вырос спрос на энергоносители и металлы, а запасы истощились. По словам Джованни Серио (Giovanni Serio) из Vitol, крупной нефтетрейдинговой фирмы, предложение, легко сократить, но чтобы его нарастить потребуется время. Многие нефтеперерабатывающие заводы, которые во время карантинов перешли в режим ожидания, сейчас создают узкие места в поставках.
Вторая причина для беспокойства — сокращение поставок — появилась после начала военных действий на Украине. Некоторая часть российской нефти все еще поступает на рынки: миллионы баррелей в настоящее время пересекают Атлантический океан. Но почти все они были куплены и оплачены две недели назад или ранее. Свежую нефть марки Urals уже никто не покупает, несмотря на 25%-ный дисконт. Западные фирмы боятся, что застрянут с товаром, который нельзя продать, и действуют на опережение. Многие также опасаются публичной реакции: 8 марта Shell заявила, что прекратит покупку российской нефти после нескольких дней ожесточенной критики в прессе за покупку нефти Urals.
Особенно проблематичным является отсутствие финансирования. Большинство иностранных банков, даже китайских, прекратили выпуск аккредитивов для российских сделок. Банки, выплачивавшие огромные штрафы за работу с Ираном и другими изгоями, больше не хотят рисковать. Это также относится к крупным торговцам сырьевыми товарами, таким как Glencore, которая еще не так давно имела дело с автократами во имя власти над планетой (ну и прибыли, конечно). Многие боятся лишиться банковского финансирования, если будут иметь дело с Россией.
Не летают самолеты и не ходят корабли
Проблемы с логистикой не менее важны. Не имея возможности получить страховку, иностранные корабли избегают Черного моря. На прошлой неделе Maersk и msc, на долю которых приходится треть контейнерных операций в России, отстранились от страны. Британия не пускает российские корабли в свои порты, ЕС планирует аналогичные меры. Франция перехватила российские суда, перевозившие сталь и сою в другие страны.
Простой грузов и колебания цен создают напряженность по всем направлениям. Некоторые европейские порты сильно перегружены. Трейдеры, оказавшиеся не на той стороне рынка, сталкиваются с маржин-коллами. 7 марта Китайский строительный банк, крупный кредитор, пропустил платеж в lme (затем платеж прошел). Цены на бункерное топливо выросли на треть после начала военной операции, что ограничивает судоходство по всему миру.
Правильное нефтяное эмбарго Запада могло бы стать увеселительной прогулкой. Обычно Россия экспортирует 7-8 млн баррелей нефти в день, половина из них идет в Европу. Теоретически, Китай мог бы покупать у России больше нефти, отказавшись от других поставок. Но консалтинговая компания Rystad Energy считает, что российские трубопроводы могут перенаправить всего 500 000 баррелей в сутки из Европы в Азию, при этом железная дорога добавит еще 200 000 баррелей в сутки. Нефть из России в Европу идет 5-10 дней. В Азию — 45. Перенаправить потоки будет еще труднее, если вторичные санкции затронут «незападные» компании. Если западные платежные системы откажутся обрабатывать сделки, трейдерам придется довольствоваться неуклюжим бартером. Чтобы придумать более удобные альтернативы, у Китая и других стран уйдут годы.
Это значит, что внушительна часть российской нефти покинет рынок. Другие сырьевые рынки тоже не останутся в стороне. Россия обещает сократить поставки газа в ответ на нефтяное эмбарго. Ограничения на продажу угля также будут болезненными и помешают Европе отказаться от газа. Собственные запасы угля в Европе сокращались, поэтому регион наращивал импорт из России. За последние десять лет он достиг 80%. Российский газ и уголь просто не попадут на рынок. Газовые хранилища практически заполнены. Для отгрузки угля в Азию (где он пользуется спросом) не хватает судов. В Европу уголь едет по железной дороге.
Позвоните в картель
Сможет ли увеличение поставок из других регионов смягчить потери? Начнем с нефти. Америка планирует нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки. Запад также может оказать давление на страны ОПЕК и выжать из них еще пару миллионов баррелей в день. Отмена санкций в отношении Ирана увеличит добычу еще на 1 млн баррелей. Также можно задействовать резервы. На прошлой неделе Америка и другие крупные страны-потребители нефти согласились выпустить 60 баррелей из своего запаса. Кроме того, они намекнули, что это не предел.
Таким образом можно увеличить предложение на 3-4 млн баррелей в день. Много, но, скорее всего, недостаточно. Чтобы увеличить добычу еще больше, нужно время. Члены OPEC не могут быстро запустить производство, потому что они не инвестировали в новые месторождения в течение многих лет. На перезапуск сланцевых скважин уйдет шесть месяцев, а на то, чтобы они начали давать нефть — еще полгода. Все это время цены будут оставаться мучительно высокими. Будут и другие проблемы. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов, предназначенных для переработки сырой нефти марки Urals с высоким содержанием серы, — непростая задача. В Ливане только что закончилось дизельное топливо. Нефти полно, но вот нет мощностей для переработки сортов, отличных от Urals.
Поиск новых поставок газа — это большая проблема Европы. С наступлением весны потребность в газе снизится, а восстановление запасов можно отложить до осени. Между тем, Европа могла бы начать импортировать больше сжиженного природного газа из Америки, хотя для этого пришлось бы усилить мощности по «регазификации» (для преобразования сжиженного газа обратно в газообразное состояние). Норвежские предприятия могут отложить традиционное летнее обслуживание своих буровых установок и продолжить добычу. Азербайджан мог бы поставлять больше газа в Европу. По данным Rystad, эти меры помогут компенсировать 60% российского импорта. Много сил, но результат неудовлетворительный
Таким образом, восстановление равновесия на рынке не представляется возможным без вынужденного сокращения спроса. Возможно, помогла бы политика, направленная на ограничение потребления, например, установление верхних пределов на отопление зданий или нормирование электроэнергии для промышленного использования. Скорее всего, рынок приспособится к растущим ценам другим путем. Экономисты называют это «уничтожением спроса» через вынужденное сокращение. Г-н Серио из Vitol говорит, что скачок цен на сырую нефть, до $200 за баррель может вызвать «добровольное» сокращение потребления на 2 млн баррелей в сутки, при этом еще 2 млн баррелей будут невостребованными из-за сокращения доходов. 9 марта в Rystad заявили, что цены могут вырасти до $240 за баррель уже летом, если больше стран присоединятся к американскому эмбарго.
Экономика под ударом
Такой энергетический ад нанесет огромный урон фирмам и людям. Падение спроса на металлы усилит боль. Нехватка алюминия нарушит производство чего угодно, от автомобилей до банок. Дефицит никеля остановит производство электромобилей.
Все это, несомненно, ударит по богатым экономикам. JPMorgan Chase ожидает, что темпы роста мировой экономики сократится на 0.8% в 2022 году, при этом европейская экономика просядет на 2,1%.
Для бедных стран главная угроза заключается в растущем дефиците текущего счета. Анализ The Economist предполагает, что при прочих равных условиях, нефть по $150 за баррель увеличит дефициты 37 импортеров нефти на 2.3%. Те, кто уже находится под давлением (например, Пакистан и Турция), пострадают еще сильнее. Профицит Китая сократится на 1%. Даже такие крупные экспортеры сырьевых товаров, как Чили, могут пострадать, потому что, в отличие от сырья, подорожали не так сильно. Страны-экспортеры нефти выиграют, но у них все равно будут проблемы из-за роста валютных курсов.
Высокие цены, вероятно, останутся и после отмены санкций. Россия, рассматриваемая как сомнительный и рискованный торговый партнер, останется в маргинальном положении, говорит Том Прайс из банка Liberum. Рынки капитала и доходы от экспорта будут восстанавливаться очень медленно, инвестиции в добычу сырья остановятся. Утрата навыков и активов приведет к сокращению потенциала. Рост процентных ставок и замедление темпов роста в конечном счете охладят рынки. В 1876 году Некрасов начал писать последнюю и самую веселую часть своей поэмы, назвав ее «Пир на весь мир». Счастливый конец так и не наступил: глава осталась незаконченной.
Подготовлено по материалам издания The Economist