Российская нефть продолжает поступать на рынки, а Западу только того и надо
Ценовой потолок, установленный G-7, и запреты ЕС ограничили доходы Москвы от энергоносителей, но не привел к дефициту
В последние месяцы группа G-7 ограничила мировые цены на продажу российской нефти и нефтепродуктов, а Европейский союз запретил импорт большей части российской нефти. Эти меры призваны ограничить доходы Москвы от энергоносителей, не перекрыв при этом мировые поставки и не спровоцировав резкий рост цен.
Первые данные по российскому экспорту энергоносителей и ценообразованию свидетельствуют о том, что поток российской нефти продолжает поступать на мировые рынки. Россия заявила в этом месяце, что в ответ на санкции сократит добычу в марте примерно на 5%. Аналитики пока не знают, призвана ли эта мера поддержать цены, или это признак того, что Москва не может найти покупателей.
«Можно в целом критиковать западные санкции, — отметил Хеннинг Глойштейн, директор по энергетике консалтинговой фирмы Eurasia Group. — Однако нефтяные санкции направлены как на ограничение доходов России, так и на предотвращение сбоев на рынке. Пока это работает».
Ценовые ограничения предполагают запрет для западных страховщиков, финансовых компаний и перевозчиков, обеспечивающих большую часть мировой торговли нефтью, участвовать в морских поставках российской нефти, за исключением случаев, когда она торгуется ниже $60 за баррель. Экспериментальные санкции стали результатом многомесячных переговоров между американскими и европейскими дипломатами. Аналитики и чиновники скептически отнеслись к тому, как это будет работать на практике.
Что может пойти не так
В последнее время мировые цены на нефть упали на фоне опасений по поводу экономического роста в Европе и США. Но оба региона демонстрируют признаки того, что все может быть не так уж плохо. Кроме того, Китай отменил большинство ограничений, введенных для борьбы с Covid-19, что может дать толчок китайской экономике и повысить спрос на нефть.
В то же время добыча в России может сокращаться быстрее, чем хотел бы Запад, оказывая давление на цены. По мнению аналитиков, отдельные санкции на импорт технологий препятствуют добыче и обслуживанию месторождений. Россия заявила, что не будет продавать нефть покупателям, которые соблюдают ценовые ограничения.
Однако пока экспорт российской нефти сохраняется. По данным Международного энергетического агентства, в январе он достиг 5.1 млн баррелей в день по сравнению с 4.8 млн баррелей в день в декабре. Отчет, опубликованный на этой неделе группой экономистов на основе анализа таможенных данных, показал, что Москва смогла перенаправить нефтяной экспорт из Европы на альтернативные рынки.
Исследователи также выяснили, что поступления от экспорта существенно снизились, хотя они сомневаются, что российская нефть продавалась по такой низкой цене, как многие считают. В прошлом году неожиданная прибыль от экспорта дорогих энергоносителей смягчила экономический удар от других санкций против Москвы. Этот год начинается иначе.
По данным Министерства финансов России, доходы России от нефти и газа сократились в январе на 46% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В то же время государственные расходы, обусловленные военными закупками, подскочили на 59% по сравнению с январем прошлого года.
Запрет нефтепродуктов
Недавно Запад установил аналогичные ценовые ограничения и ввел общеевропейское эмбарго на российские нефтепродукты. Стоимость дорогих нефтепродуктов, таких как дизельное топливо, ограничена на уровне $100 за баррель, а более дешевых, таких как мазут, — $45 за баррель. Этот механизм, который действует не так долго, как санкции в отношении нефти, может истощить рынки быстрее, чем хотят западные чиновники. Это грозит резкими колебаниями мировых цен на данное топливо.
В прошлом году дизель в Европе подскочил до рекордного уровня на фоне опасений по поводу потенциального дефицита. Но в последнее время он стал дешеветь, так как трейдеры запаслись топливом.
По словам Ливии Галларати, старшего аналитика Energy Aspects, предварительные данные свидетельствуют о том, что в первой половине февраля производство нефтепродуктов в России сократилось до 5.5 млн баррелей в день, что примерно на 200000 баррелей в день меньше по сравнению с январем. Она считает, что России будет трудно найти новых покупателей на треть дизельного топлива, которое она ранее экспортировала в ЕС.
Россия смогла перенаправить часть экспорта в Турцию, Северную Африку и Латинскую Америку. При этом европейские покупатели увеличили закупки российских нефтепродуктов, накопив значительные запасы, а также переключившись на альтернативных поставщиков с Ближнего Востока и из США.
«Эти меры пока не привели к значительным перебоям в поставках нефти или нефтепродуктов, которые могли бы спровоцировать резкие скачки цен или даже нехватку топлива в регионе», — отметил Хеннинг Глойштейн из Eurasia Group.
Ожидается, что в следующем месяце западные чиновники обсудят, стоит ли снижать предельную цену на нефть с $60 за баррель.
Теневой флот
В целом, США спокойно относятся к активному внедрению ценового ограничения, которое применяется только к тем поставкам российской нефти, которые зависят от западных услуг в сфере морских перевозок. После начала военного конфликта большая часть российской нефти поставляется с помощью так называемого теневого флота, который не зависит от таких услуг и фактически находится вне юрисдикции США и их союзников.
Некоторые критики потолка цен на нефть считают, что теневой флот, созданный в основном для его обхода, также представляет угрозу. По словам судовых брокеров и нефтетрейдеров, перевозка такого количества российской нефти на старых танкерах без западной страховки может повысить опасность крушений или разливов. Отсутствие прозрачных данных в отношении принадлежности таких танкеров, а также контроля над ними не позволяет аналитикам и чиновникам отслеживать, сколько денег возвращается в Москву.
Американские чиновники заявили, что их не беспокоит теневой флот, так как динамика рынка, сформировавшаяся на фоне санкций, уже значительно снизила цены на российскую нефть. Они также отметили, что Россия вынуждена тратить дополнительные ресурсы на создание новых систем страхования и доставки, чтобы увеличить экспорт без западной помощи.
«На мой взгляд, все хорошо складывается для западного мира, — заявил Дэвид Вех, главный экономист Vortexa. — Я думаю, основные цели достигнуты».
издания The Wall Street Journal