Сколько стоит бизнес? Часть 6. Эмпирические методы оценки бизнеса
Оценка бизнеса
В этой статье мы рассмотрим несколько занимательных и полезных эмпирических правил оценки бизнеса.
Комплексные подходы и методы оценки действующего предприятия придуманы оценщиками и предназначены для самих оценщиков. Для предпринимателя существуют эмпирические правила, представляющие собой рецепты домашнего приготовления. Они легко запоминаются, однако не могут служить средством окончательной оцени бизнеса.
Среднестатистический предприниматель предпочитает простой, «приземлённый» подход в виде эмпирических правил, чтобы не вникать в дебри формул и теоретических выкладок.
В США эмпирические правила вырабатывались десятилетиями и вошли в стандарты оценки бизнеса. Справедливо считается, что эти правила позволяют взглянуть на проблемы стоимости предприятия. Тем не менее эти данные не должны играть решающей роли при принятии решения, если они не подкреплены другими методами оценки, или если не станет очевидным, что покупатели и продавцы, хорошо осведомлённые в вопросах оценки, придают большое значение эмпирическим правилам.
К сожалению, есть основания подозревать, что однажды обнародованное эмпирическое правило зачастую становится непреложным фактом. Эмпирические правила по праву занимают своё место на практике, но им нельзя слепо доверять в качестве метода оценки. Как правило, из не удается в точности применить для какого-то конкретного случая из-за множества различных критериев, даже в одной и той же отрасли. Такие формулы основываются на усреднённых сопоставимых данных действующих компаний, включая рентабельные и убыточные предприятия.
В таблице ниже представлены сложившиеся эмпирические правила оценки различных видов бизнеса, которые помогут предпринимателям в понимании примерной оценки их бизнеса и в переговорах о стоимости при покупке и продаже.
Многие из приведённых в таблице правил основываются на нахождении величины, кратной величине так называемых дискреционных наличных средств продавца (SDC – Sellers Discretionary Cash). Этот термин представляет собой общий денежный поток компании, включая чистую прибыль, амортизацию (в большинстве случаев), заработную плату владельца и суммы из средств компании, которыми пользуется владелец:
- проценты;
- завышенные суммы заработка и льгот членов семьи;
- затраты на пользование служебными автомобилями в личных целях;
- завышенные командировочные и представительские расходы.
Другими словами, это денежная сумма, остающаяся в распоряжении владельца после уплаты всех издержек, необходимых для функционирования бизнеса.
В некоторых из нижеприведённых правил упоминается термин «оговорка о привязке цены компании к уровню доходов в будущем». Смысл его заключается в том, что в зависимости от типа бизнеса и личных связей владельца, цена компании в конечном итоге зависит от объёма продаж при новом владельце. Окончательная цена корректируется обычно в конце первого года после покупки.
Автор: Алексей Москвич, бизнес-брокер, практикующий эксперт по купле-продаже бизнеса
© Инвестиционный отдел Регион-Инвест
Если Вы хотите продать свой бизнес, разместить информацию о нем на сайте и обсудить возможности сотрудничества, свяжитесь с нами в разделе Обратная связь.